Ольга Детынченко
Экологическая тропа как элемент формирования исследовательской активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
1Слайд-тема
2 Слайд
Разработка и создание оригинальной, неповторимой среды на территории детского сада, позволяет привлечь внимание детей, способствует расширению кругозора, решению задач интеллектуального, художественно-эстетического, экологического, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим миром.
Оформление территории детского сада даёт нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, а потом во всех видах деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия с окружающим миром.
Публикация «Экологическая тропа как элемент формирования исследовательской активности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В любом детском саду можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать мир природы можно в процессе проектно-исследовательской деятельности на участке детского сада.
Поэтому, мы и предоставляем детям такую возможность приобщения к исследовательской работе на этапах экологической тропинки нашей территории, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Слайд 3
Педагогическим коллективом ДОУ была разработана модель развивающей предметно- пространственной среды по формированию у дошкольников поисково-исследовательской активности.
Слайд 4
При организации экологической тропинки необходимо учитывать основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
Экологическая тропа–это разработанный и специально оборудованный маршрут в природу, позволяющий понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга и т. д. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дети добывают здесь не только научные знания о природной среде, но и усваивают этические и правовые нормы, связанные с природопользованием.
Слайд5
Слайд6
Слайд 7
В состав видовых точек экологической тропы мы включили такие объекты как: цветник, огород, альпийская горка, фитоогород, поле, муравейник, «Птичья столовая», водоём, насекомые, метеостанция, лес, ягодник.
Чтобы уйти от стереотипов наблюдений на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий нами была создана метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначенным для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Цель метеостанции: научить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
Слайд 8
Метеостанция оснащена оборудованием двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.
Традиционное оборудование: флюгер, термометр, компас.
Самодельное оборудование: дождемер, ветряной рукав, султанчики, солнечные часы, песочные часы, гигрометр.
Слайд 9
Флюгер позволяет детям наглядно определить направление ветра, а ветряной рукав не только направление ветра, но и силу ветра.
Компас – прибор с помощью которого дети учатся определять стороны света.
Самая необходимая вещь на метеостанции - термометр.
С помощью термометра дети совместно с воспитателем определяют температуру окружающего воздуха и изучают такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр защищён от солнечных лучей, а второй находится под прямыми солнечными лучами. Таким образом, дошкольники узнают температуру воздуха на солнце и в тени.
Дождемер – позволяет детям измерить количество выпавших осадков.
Гигрометр – прибор, с помощью которого дошкольники определяют влажность воздуха. Им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.
Ветряные рукава, султанчики, вертушки – с их помощью дети определяют направления и силу ветра.
Слайд 10
Песочные часы — формируют умение у детей отсчитывать промежутки времени.
На метеостанции находятся солнечные часы.
Это «часы», расположенные на горизонтальной поверхности. Учат дошкольников определять время суток по собственной тени.
Показания приборов дети фиксируют в «Дневнике наблюдений», где прослеживается метеопрогноз.
Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей.
Слайд11
За каждой возрастной группой на территории ДОУ закреплена игровая площадка, на которой создан сектор экспериментов, вызывающий у детей большой интерес к познавательно-исследовательской деятельности. В сектор экспериментов входят: центры воды и песка, оборудование для проведения элементарных опытов таких как : «Тонет, не тонет», «Как вытолкнуть воду?», «Окрашивание воды», «Цветы лотоса», «Почему снег мягкий?», «Замерзание жидкостей», Чудесные спички» и др., различные игры с водой и песком.
Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним, развивает наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
Слайд12