Татьяна Ларькина
Проект «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Экологическая тропа"
«Мир, окружающий ребенка,
- это, прежде всего мир природы
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
Вид проекта : долгосрочный, досугово-познавательный, творчески-исследовательский.
Участники проекта : Дети дошкольного возраста, воспитатели всех возрастных групп, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Экологическая тропа“» размещена в разделах
- Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Руководители проекта : старший воспитатель Ларькина Татьяна Анатольевна - высшая квалификационная категория.
Актуальность проекта :
* «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
* Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Цель проекта : создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта :
- разработать и внедрить в практическую деятельность объекты для ознакомления детей с окружающим их миром;
- обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы;
- воспитывать у дошкольников эстетические чувства, умение замечать и беречь красоту окружающей природы;
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания эколого–развивающей среды и проведения экскурсий по объектам экологической тропы;
- повысить экологическое просвещение родителей.
Ожидаемые результаты.
• Дети:
o Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.
o Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.
o Содействовать развитию представлений о растительном и животном мире.
• Родители.
o Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментално-познавательного, трудового и экскурсионного характера.
• Педагоги:
o Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.
o Презентация проекта на методическом объединении
o Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Этапы реализации проекта
Название этапа Цель этапа Содержание Промежуточный результат
1 этап – подготовитель
ный
Определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа» 1. Анализ работы по экологическому воспитанию.
2. Анализ программных требований по разделу «Экологическое воспитание» с детьми дошкольного возраста.
3. Детальное обследование территории ДОУ и выделение наиболее интересных объектов.
4. Разработка маршрута и составление карты - схемы экологической тропы.
Составление конспектов НОД по маршруту экологической тропы. Определено новое направление и задачи Разработан маршрут экологической тропы.
1. Разработаны НОД по маршруту экологической тропы.
2. Созданы необходимые условия:
методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение.
2 этап – основной
Реализация работы по маршруту экологической тропы 1. Выбор объектов для проведения НОД.
2. Проведение последовательных НОД по маршруту экологической тропы;
3. Изготовление гербариев:
«Лекарственные травы», «Цветы», «Листья». Отработана технология проведения последовательных занятий по маршруту экологической тропы
3 этап - контрольно-оценочный Анализ результативности выполнения поставленных задач 1. Проведение итоговой экскурсии;
2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по использованию объектов экологической тропы в работе с дошкольниками;
3. Оформление фотогазеты;
Выставка детских рисунков. 1. Выполнение задач проекта.
2. Выпуск методических рекомендаций.
Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста на экологической тропе.
Наш детский сад «Семицветик» (МБДОУДС N 4) работает над проблемой экологического воспитания с 2011 года. Цель нашей работы – воспитание экологически культурного и экологически воспитанного поколения, ответственного за сохранение природы.
Одной из интересных форм экологического воспитания в нашем ДОУ является создание экологической тропы.
Для организации работы на экологической тропинке я разработала специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов.
1 – Лесная полянка
2 - Берёза
3 - Летняя лаборатория (песочница)
4 - Жужжащий и ползающий мир (луг)
5 – Во саду ли, в огороде
6 – Цветочная полянка
7 – Озеро
8 – Рябина
9 – Птичий городок
Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.
Для повышения интереса детей к занятиям на тропе выбрали «хозяина тропы»-сказочного героя Лесовичка.
В качестве видовых точек для детей выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ, «Растения».
Так, воспитатели проводят наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н. А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял».
На территории имеется одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.
В нашем детском саду воссозданы фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для нашей местности (леса, луга). Это помогает познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга.
На тропинке есть небольшие возвышения, что позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни, которые служат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток, может быть, ящериц.
Красиво цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создали сад (клумбу) «непрерывного цветения».
Описание объектов (видовых точек).
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:
1. «Лесная полянка»
Цель: познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса; показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство.
2. «Береза»
Точка «Береза». Обращаю внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».
3. Летняя лаборатория. (Песочница)
Экспериментирование с песком в песочнице. (на участке имеются ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом, шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.) Демонстрирую отдельные свойства песка и воды, провожу элементарные опыты, игры.
Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир
4. «Жужжащий, ползающий мир» (Луг).
На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.
Цель: формировать первоначальные понятия об эстетической ценности луга и его обитателей.
5. «Во саду ли, в огороде»
Эта зона помогает детям получать достоверные знания о природе и приобретать практические навыки ухода за растениями. Работа на участке помогает развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие. Посещение огорода помогает в экологическом развитии дошкольников: наблюдения за фазами роста растений, связывание состояния растений и динамики их развития с благоприятными или неблагоприятными условиями.
6. Цветочная полянка.
Это ограниченная территория (клумба, вазон, на котором выращиваются различные декоративные растения.
Как правило, это травянистые цветковые растения.
Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира путём рассмотрения причудливости форм цветков, стеблей и листьев, многообразия удивительных оттенков и цветов декоративных растений.
7. Озеро.
Искусственный водоем с обитателями (рыбки, жучки, лебеди) дает возможность организации сюжетно-ролевых игр, познавательной и исследовательской деятельности.
Цель: познакомить, какие растения растут в озере, кто живёт в нём. Какое значение имеет озеро в природе. Обратите внимание, кто устроился вокруг нашего озера.
8. «Рябина».
Рябина красная - гордость нашего детского сада! Рябина - неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.
Для работы с детьми определили цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Детки исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные?
9. «Птичий городок»
Мы разместили деревянные кормушки с крышами на невысокие специальные столбы для того, чтобы обеспечить удобный подход детям.
Ребята с удовольствием приходят в птичью столовую приносят с собой хлебные крошки, оставшиеся с обеда, семечки, специально принесенные из дома.
Цель: Познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц, их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Наблюдение за жизнью птиц в разное время года.