Светлана Базарова
Экологическая тропа. Эколого-краеведческое направление работы ДОО летом
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая тропа. Эколого-краеведческое направление работы ДОО летом
Базарова Светлана Александровна
Старший воспитатель
МДОБУ «Саракташский детский сад № 5 «Малышок»
П. Саракташ, Оренбургской области
(эколого-краеведческое направление работы ДОО летом)
Публикация «Экологическая тропа, Эколого-краеведческое направление работы ДОО летом» размещена в разделах
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
МДОБУ «Саракташский детский сад № 5 «Малышок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников» в данном направлении работает уже много лет. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей главной задачей коллектива является формирование нравственных качеств маленького человека. Условие реализации этих двух задач – создание естественной для ребенка среды жизнедеятельности, знакомство с социальной и природной сферой микрорайона, отдельными страницами истории и культуры малой родины.
Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желании открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на все окружающее, новое в жизни. Именно эколого-краеведческая деятельность дает дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины. Эта деятельность удовлетворяет и естесственную потребность дошкольников в движении, позволяя им быть на свежем воздухе в любое время года.
Конечно, возможности воспитания экологической культуры и патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в эколого-краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе – необходима целенаправленная систематическая деятельность педагогов, разработка программ, маршрутов, методических рекомендаций.
Педагогами ДОО была создана авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по туристско-краеведческой направленности «Тропинка к экологии» (М. А. Варавина, успешно реализуемая в рамках основной программы.
Данная программа многогранна по своим задачам и содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей Родины, и формирование бережного и созидательного отношения к миру через развитие основ экологической культуры.
Прививая детям чувство прекрасного, первые нравственные представления, педагоги стремятся прежде всего сформировать у ребенка его собственное отношение к тому или иному явлению действительности.
Лето – время действий, проб и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и развиваются интеллектуально. Необходимо только помогать им. Педагоги стоят перед проблемой: как интересно, занимательно, с выдумкой организовать досуг детей, увлечь полезными практическими занятиями.
Решая эту проблему, каждое дошкольное учреждение при составлении календарного плана учитывает развивающую предметную среду, окружающий микросоциум, возраст детей, основное направление летней оздоровительной работы (экологическое, физкультурно-оздоровительное, художественно-эстетическое).
Для непрерывности реализации приоритетных направлений работы ДОО коллективом педагогов разработана программа организации летнего отдыха «Тропинки лета». Летом воспитанники, педагоги и родители путешествуют по различным тропинкам : тропы Умелых рук, Мудрой совы, Добрых дел, Экологическая, Чемпионов и др. Каждый год коллектив ДОО совершенствует и дополняет эту программу.
Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, по нашему мнению, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления и объекты ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Использовать богатый образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении, - вот задача, которую мы пытаемся решить. Нам повезло: в 15 минутах ходьбы от ДОО расположен лесопарк им. Ленина. Мы совершаем туда прогулки не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но и проникнуть в тайны лесопарка, жизнь его обитателей, полюбоваться его красотой. Мы приходим туда как гости, которые не должны нарушать жизнь хозяев, вести себя скромно, соблюдать правила поведения («Правила туристят»). Приходя в парк, обязательно здороваемся: «Здравствуй, лес, прекрасный лес, полный сказок и чудес!» Уходя, говорим: «Спасибо!». Самое главное правило для нас: «Лес любит тишину!». Нельзя рвать цветы, разрушать птичьи гнезда, муравейники, ломать деревья, уничтожать насекомых и т. д. В основе этих запретов лежит понимание того, что растения, животные, все обитатели леса так же, как и люди, растут, дышат, питаются, размножаются, и в их жизнь нельзя бесцеремонно вторгаться.
Доброе отношение к парку и его обитателям помогает дошкольникам лучше разобраться в законах и тайнах природы. Дети непосредственны, открыты для общения с природой, они хотят и могут многое узнать. Важно помочь им в этом, научить их видеть, слышать, наблюдать природу.
Наибольшей популярностью в нашем детском саду в летний оздоровительный период пользуются экологические терренкуры – это специально разработанные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения или за его пределами с посещением центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.
Цель экологического терренкура – оздоровление организма дошкольников, повышение уровня двигательной, познавательной активности через увлекательные формы деятельности.
Педагоги разрабатывают несколько специальных образовательных маршрутов по территории ДОО разной категории сложности, в зависимости от возраста детей и интересов. Терренкуры в ДОО проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. Маршрут терренкура в ДОО разбивается на несколько «станций». Каждая «станция» может иметь свое название: «Метеолаборатория», «В стране сказок», «Птичья столовая». В оформлении теневых навесов участие принимают родители, совместно с педагогами превращая обычные стены в обучающий наглядный материал по ознакомлению с животным и растительным миром, социально-коммуникативному развитию.
Использование педагогами нашего сада образовательных терренкуров способствует физическому, интеллектуальному и психоэмоциональному развитию ребенка: дети учатся общаться с окружающим миром, проводят опыты, исследования, составляют устные рассказы, изучают свойства растений, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры и игры на асфальте.
Также к основным формам эколого-краеведческой деятельности с детьми в летний период относятся – тематические прогулки, экскурсии, походы. Основной метод познания окружающего мира – наблюдение, а подведение итогов после каждого путешествия включает в себя устный рассказ и различные творческие работы : рисунки, лепка, конструирование. Результаты работы за определенный временной промежуток освещаются, как правило, на праздниках. Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс эколого-краеведческой работы.
Этому же способствует выполнение дошкольниками во время путешествий определенных «должностей» : командиры, знатоки маршрута, знатоки леса, растений. «Знатоки во времы путешествий», выполняя часть общей работы, обогащаются новыми знаниями и умениями, учатся быть самостоятельными, ответственными.
Важнейшее условие эффективности эколого-краеведческой работы с дошкольниками – понимание их родителями необходимости гражданского воспитания и помощь педагогам в этой работе.