Елена Пивоварова
Экологическая составляющая культуры педагогического труда воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Пивоварова Елена
Жизнь может быть преображена
утверждающим понятием культура.
Н. Рерих.
Выживание и устойчивое развитие человечества на планете Земля становится возможным лишь при целенаправленном «конструировании» будущего, гармонизации социально-экономических и экологических условий жизни людей, учете интересов и потребностей не только нынешних, но и последующих поколений.
Публикация «Экологическая составляющая культуры педагогического труда воспитателя» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Потребуется во многом изменить мировую экономику, выработать новую демографическую политику, переосмыслить многие ценности привычного образа жизни, чтобы обеспечить экономически устойчивое будущее, важнейшим условием для этого во всех странах, как и в России, является видоизменение целевой установки образования и его содержания. Фундаментом, истоком должен быть в каждом человеке достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.
Нужно будет решить проблему нравственных ценностей, которые должны глубоко проникнуть в культуру, систему взглядов, мировоззрение всех народов. К этим ценностям, неподвластным воздействию таких внешних факторов, как экономический спад и бум или изменение баланса политических сил и личные интересы, относятся чувство уважения к природе, к жизни во всех ее проявлениях, внутренняя убежденность в необходимости защиты природы.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна : состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
Современная напряженная экологическая ситуация требует углубленного рассмотрения существенных особенностей отношения человека к природе в различных культурах. Под культурой в ее высшем измерении понимается процесс и результат творческого постижения и преобразования человеком окружающего мира. Слово «культура» экологично само по себе и восходит к возделыванию земли (отсюда понятие «сельскохозяйственной культуры»). Связи между культурой и природой, между социальным и экологическим поведением фундаментальны и непреходящи.
Тесная связь между культурой и природой делает актуальной в плане гармонизации взаимоотношений человека и природы задачу синтеза экологически позитивных тенденций всех типов культур, что обеспечивает гармоничное развитие мировой культуры.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов: систему экологических знаний (естественно-научных, ценностно-нормативных, практических); экологическое мышление; культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма); культуру экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Осознание человеком своей специфической роли в существующем мире, формирование у него чувства ответственности за происходящие разрушения, сегодня является крайне актуальной задачей, решать которую призваны все образовательные системы.
На педагогов возложена социальная функция воспитания нового поколения, которое обеспечит безопасное существование человека на Земле. Первостепенная задача современного педагога - перестроить собственное мышление, работать над формированием экологической культуры
Целью экологического образования является формирование экологической культуры личности; поскольку культура личности выступает регулятором отношений человека (общества) и природы; ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления. Ответственность по отношению к окружающей среде предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране окружающей среды своей местности, пропаганду идей оптимизации природопользования, противодействие безответственности.
Ведущим условием становления и развития экологической ответственности подрастающего поколения является взаимная связь научной, нравственной, эстетической и практической деятельности по изучению и оптимизации окружающей среды.
знание.
Ответственность школьника перед природой складывается как система его взглядов на окружающую среду и в то же время выражает его способность и возможность сознательно, добровольно следовать требованиям морали и права по отношению к природе; убежденность в необходимости соблюдать экологические требования; единство рационального понимания природных закономерностей, эмоциональное восприятие экологических ситуаций как значимых для себя и других людей и проявление волевых усилий, направленных на активный творческий подход к решению экологических проблем, наличие стимулов конкретной деятельности.
Экологическая ответственность – интегральная характеристика личности и ее формирование требует целостного подхода. На каждом этапе обучения и воспитания подрастающего поколения, в каждом из учебных предметов может формироваться лишь определенный аспект экологической грамотности, воспитанности, экологической ответственности.
Таким образом, возникает проблема определения интегрированного содержания экологического образования, начиная с детского сада. Цели непрерывного экологического образования на этапе дошкольного образования включают воспитание начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе и особенностей взаимодействия человека с ней, самоценности живого, выработка первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Ведущая роль по формированию начальных форм экологической культуры принадлежит педагогу дошкольного образовательного учреждения.
В культуре каждого народа – от древних китайцев до современных эскимосов – есть «золотое правило» этики: «относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». В эпоху экологического кризиса, когда обнаружена тесная взаимозависимость всех элементов природы, можно распространить это правило на природу в целом: «относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Это и будет «золотым правилом» экологического образования.