Потараева Анастасия
Экологическая квест-игра «Юные защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы разработки: учитель-логопед: Лавровская Татьяна Александровна
педагог-психолог: Потараева Анастасия Сергеевна
МБДОУ "Детский сад №75 "Светлячок", г. Смоленск
Цель: формировать основы экологической культуры и экологического мышления у детей.
Задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природе;
Публикация «Экологическая квест-игра „Юные защитники природы“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Экологические квесты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Прививать навыки правильного поведения в природной среде;
3. Формировать у детей познавательный интерес к экологическим проблемам;
4. Побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Инвентарь: запись м/ф «На лесной тропе» (реж. В. Котеночкин); костюмы Лесовика, природы, картины с изображением мусора, пакеты для сбора мусора, картинки животных и с их следами.
(Лесовик встречает детей и приглашает на «поляну»)
ЛЕСОВИК: Здравствуйте, ребята! Я так рад видеть вас в своем лесу! Только вот эту полянку я не уберег: нашлись нерадивые туристы, которые оставили здесь столько мусора… (Звучит грустная музыка, появляется Матушка-Природа. Одежда вся ее в конфетных обертках, бутылках, пробка и т. д. При каждом шаге она охает.)
ЛЕСОВИК: Матушка-Природа, что с тобой!
МАТУШКА-ПРИРОДА : Дело было так: был красивым наш лес и была чистая вода, но пришли люди, чтобы отдохнуть на полянке и искупаться в озере, но после себя они не убрали мусор, а оставили его после себя на нашей полене и воде. Сорвали цветы, которые занесены в красную книгу, срубили деревья. Вот теперь не знаю, как мне оправиться после них! Куда девать весь этот мусор!
ЛЕСОВИК: Матушка-природа неужели в реках и в озерах так много мусора! Не может такого быть!
МАТУШКА-ПРИРОДА : Увы (печально вздыхает, что может! Вот письмо ребята прислали. Слушай, что пишут. (Читает стихотворение «Про рыбалку» А. Ерошина.)
Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.
Коля – шкурку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.
Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.
Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.
Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.
И это еще цветочки! «Ягодки»-то на полянах да газонах валяются! Бутылки, банки, стекло битое, пакеты, сигареты, старые газеты!
ЛЕСОВИК: Не может быть!
МАТУШКА-ПРИРОДА : Везде встречаются груды-мусора, особенно по весне.
Давай у ребят спросим. Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу? А вот сейчас и узнаем.
Давайте поиграем в игру
«Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
«Если я приду в лесок».
МАТУШКА-ПРИРОДА : Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
ЛЕСОВИК: Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
МАТУШКА-ПРИРОДА. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
ЛЕСОВИК: Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
МАТУШКА-ПРИРОДА : Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
ЛЕСОВИК: Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)
МАТУШКА-ПРИРОДА : Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
ЛЕСОВИК: Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
МАТУШКА-ПРИРОДА : Молодцы, ребята, вы знаете как себя вести. А вот мне все равно грустно.
Ведь люди мусор раскидали,
за собою не убрали,
все цветы завяли,
бабочки пропали.
Грустно! И что же теперь делать?
ЛЕСОВИК: Придумал! Ребята, поможете нам очистить эту полянку?
МАТУШКА-ПРИРОДА : Если здесь будет чисто, может быть, и звери вернуться обратно!
ЛЕСОВИК: Ребята, знаете ли вы, какой мусор вредный? Особенно тот, который очень долго разлагается. Вот старая обувь может лежать 10 лет. Консервные жестяные банки – еще дольше. Пластиковые бутылки – около 180-200 лет. Алюминиевые банки – очень опасный мусор – 500 лет. Стекло- более 1000 лет. Да еще и пораниться об него можно.
Чтобы мусорные свалки вокруг города не росли, отходы перерабатываются, но для этого их надо сортировать. Вы заметили, что у нас в городе, кроме обычных контейнеров, есть специальные контейнеры для пластика, бумаги, металлических банок.
Вот и мы сейчас будем приводить поляну в порядок, но мусор складывать в разные пакеты – сортировать пластик, бумагу, стекло и тогда снова полянка расцветет.
Игра «Собери мусор»
(Дети получают карточки с изображением разного мусора. Нужно разложить их по контейнерам «пластик», «бумага», «стекло», «органика».)
МАТУШКА-ПРИРОДА : Вот молодцы, чистая стала наша полянка.
ЛЕСОВИК: Ну и молодцы же мы! Теперь самое время отдохнуть!
(Звучит музыка Е. Железновой «Жираф», «Бабочки». Дети, Матушка-Природа и Лесовик делают пальчиковую зарядку.)
МАТУШКА-ПРИРОДА : Ребята посмотрите, что я нашла! (Поднимает Красную книгу)
ЛЕСОВИК: Что это такое? (Разглядывает Красную книгу)
МАТУШКА-ПРИРОДА : Это Красная книга. Сюда занесены животные, птицы, растения, и грибы, которые находятся на грани исчезновения. Виды животных и растений, занесённые в Красную книгу, подлежат особой охране на всей территории.
ЛЕСОВИК: А можно посмотреть ее?
МАТУШКА-ПРИРОДА : Да, давайте изучим и посмотрим ее.
( Вдруг слышится крик: «Спасите! Помогите!»)
ЛЕСОВИК: Ой, кто это так громко кричит! Кто кричит, непонятно. И куда идти? Кому помогать? Ребята, а давайте мы сейчас, попробуем узнать, кто кричит?
Игра «Кому принадлежит Голос»
(включается магнитофон с голосами животных)
Что же случилось, почему так животные кричали!
МАТУШКА-ПРИРОДА : Потому что животные потеряли своих детенышей. И теперь не могут их найти. Ребята, а давайте поможем мамам найти своих детенышей!
Проводить игра «Чей малыш»
Молодцы ребята, справились с заданием.
ЛЕСОВИК: Кстати, Матушка-Природа, а где загадки, которые нам недавно подарили жители леса! Загадай ребятам!
МАТУШКА-ПРИРОДА : Я с удовольствие проверю, как вы, ребята, знаете обитателей природы. (Читает загадки по теме)
***
Говорят, в степи без края
Хищник знает дружбе толк,
Для него семья – есть стая,
Потому опасен… (Волк)
***
Серый гонится за белым,
Хочет белым пообедать.
Как догонит – зубом щелк:
Белый – бедный, сытый… (Волк)
***
Что за дикий, страшный зверь,
Никогда ему не верь.
Быстро прыгает, кусает,
Каждый точно его знает.
Серый, по лесу бежит,
За добычей поспешит.
Знает он в охоте толк,
Отвечаем, это… (Волк)
***
Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Еж)
***
Он, как паровоз, пыхтит.
Весь в иголочках сидит.
Ты иголочки не трожь,
Потому что это… (Еж)
***
Рыжая плутовка,
Всех обманет ловко,
Кур сворует и в леса.
И зовут ее… (Лиса)
***
За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
***
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережё т:
Знают, рыжую в лесу – Очень хитрую… (Лиса)
***
В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной отправляется … (Медведь)
***
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
***
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
***
У него на голове Ветки.
Даже сразу две.
Говорят: всего два рога,
Да зато отростков много.
Как он носит этот груз,
Я сказать вам не берусь.
Их носить ему не лень,
Потому, что он… (Олень)
***
Он для всех хороший друг в тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех, что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко, с ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день. Это… (Северный олень)
***
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень)
***
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
***
Он огромен и зубаст,
Он добычу не отдаст.
Он напасть всегда готов:
Так и прыгнет из кустов!
С виду он – гигантский кот.
Где-то в джунглях он живёт.
Он – не зверь для детских игр,
Потому что это… (Тигр)
***
Этот зверь похож на кошку,
Но имеет грозный вид.
Если встретишь на дорожке,
Непременно зарычит.
Весь пушистый, полосатый,
Но суров, не любит игр.
Он зубастый и усатый.
Этот кот зовётся… (Тигр)
***
Позапасливее всех я:
У меня, друзья, щека
Вроде сумки для орехов
Или, скажем, вещмешка. (Хомяк)
***
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
***
Роет, роет,
Ход подземный строит,
Роет, строит ловко
Спальню и кладовку. (Крот)
ЛЕСОВИК: Ну, эти загадки у тебя совсем простые, поэтому ребята их так легко отгадали. Есть ли у тебя более хитрые вопросы?
МАТУШКА-ПРИРОДА : Сможете ли вы отгадать лекарственные растения?
ЛЕСОВИК: Да легко!
МАТУШКА-ПРИРОДА : Ну тогда давай посмотрим, как ты отгадаешь мои загадки.
***
Очень уж травка эта строптива:
Жжет и кусает больно … (Крапива)
***
Для чая и кваса, знают ребята,
Есть в огороде душистая. (Мята)
***
Есть у бабочки диванчик
Ярко-желтый (Одуванчик)
***
Придорожный лекарь-кожник
Лечит ранки … (Подорожник)
***
Мы гадали Машке
В поле по … (Ромашке)
***
Ищет прохладу в полдень петух.
Прячься, глупышка, ты под … (Лопух)
***
Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,
Цвет свой лечебный дарит нам … (Липа)
ЛЕСОВИК: Про лес, животных, птиц, насекомых написано очень много стихов, рассказов, энциклопедий. И есть книга, в которой рассказывается об редких и исчезающих видов животных. А как она называется?
Дети: Красная книга.
МАТУШКА-ПРИРОДА : А теперь я вам предлагаю создать странички для своей Красной книги
Игра-пазл «Создай свою страницу Красной Книги»
Работа в мастерской Красной Книги. Сложить детали в одну картинку.
ЛЕСОВИК: Молодцы, про всех угадали! А теперь пришло время открыть наши конверты. Ребята, чтобы в нашем городе, на его улицах и лесах было чисто и приятно проводить время, давайте повторим, что мы не должны делать?
Задание «Экологический знак»
Что означает Ваш запрещающий экологический знак? (ответы детей)
(открываем конверты со знаками и наклеиваем их на плакат)
МАТУШКА-ПРИРОДА : Я тоже хочу вас попросить беречь природу, заботиться о ней, любить её и делать как можно больше добрых дел для того, чтобы наша планета Земля становилась еще красивее.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету — (дети хором)
Ведь другой, похожей, нету!
ЛЕСОВИК: Вы славно потрудились сегодня. Но главное, надеюсь, вы запомнили, что природу надо охранять и защищать, а не поступать так, как сделали Волк и Лиса в мультфильме «На лесной тропе», который мы сейчас и посмотрим.
(Показ м/ф «на лесной тропе»)