Лучший педагог года

Экологическая комната в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Марина Голышева
Экологическая комната в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимоотношения человека с окружающей средой возможно только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Начинать образование и воспитание экологической культуры необходимо с ранних ступеней детства таковыми являются семья и детский сад.

Здесь мы встречаемся с серьё зными противоречиями: между пониманием значения влияния природы для развития личности ребёнка и отдалённостью городских детей от природного окружения (дети всё меньше гуляют, больше уделяется времени компьютеру, телевидению, работе над книжкой и тетрадкой); между осознанием необходимости активного взаимодействия ребёнка с природным окружением и недостатком разработанности адекватных средств обеспечивающих такое взаимодействие.

Публикация «Экологическая комната в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

Данные противоречия позволили определить цели и задачи работы нашего дошкольного учреждения в экологическом образовании детей.

Наряду с уголками природы, организованными в соответствии с государственными требованиями в нашем ДОУ №36 существует экологическая комната и с воспитанниками учреждения проводятся занятия экологического содержания, что возможно благодаря Федеральному закону «О дополнительном образовании» от 16 июля 2001г, согласно которому, государство обеспечивает право граждан на получение дополнительного образования, при этом «воспитанники образовательных учреждений имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (ст. 3п. 2)

Цель: развитие экологического мировосприятия у детей и родителей

Задачи:

способствовать становлению целостной картины мира у детей;

создать благоприятные условия для жизнеобеспечения животных;

выбрать адекватные формы взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;

разработать проект программы дополнительного образования детей в условиях экологической комнаты ДОУ.

На сегодняшний день поиск эффективных путей и средств для развития детей является одной из актуальных педагогических проблем, решение которой возможно путём приобщения детей к экологической культуре. Наши исследования показали, что потребность детей в общении с миром животных очень высока, она приближается к 100%. Для родителей же особую значимость имеет развитие индивидуальных способностей ребёнка. В ходе экологического образования личность ребё нка обогащается рядом гуманистических ориентиров: пониманием ценности жизни, пониманием того, что в природе всё взаимосвязано, осознанием себя как части природы, осознанием самоценности природы, неповторимости красоты окружающего мира.

Организация пространства экологической комнаты

Для организации экологической комнаты в ДОУ выбрано большое светлое помещение. В процессе реконструкции комната претерпела следующие преобразования, нами она условно была разделена на два сектора: большую и малую комнаты.

В первом секторе (большая комната) располагаются крупные птицы, (попугаи Ара, Жако, курица с петухом обыкновенные, курица с петухом породы китайские шелковистые, крупные млекопитающие (кролики, мелкие грызуны (хомяки, песчанки, крысы, мыши иглистые, шиншиллы, морские свинки, дегу). В этой же комнате размещены вольеры с интересными и необычными для уголков природы животными – агути («Золотой заяц») и лесной белкой.

Во втором секторе (малая комната) располагаются мелкие птицы (канарейки, хохлатые амадины, волнистые попугаи, неразлучник розовощёкий, попугай ожереловый, перепёлки) и черепахи (болотные, красноухие, сухопутные).

Все обитатели экологической комнаты размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни. Клетки и аквариумы необходимых размеров, все животные обеспечены положенным освещением. В качестве наполнителя для клеток и вольеров используются древесные опилки. Для кормления животных применяются соответствующие сухие и сочные корма. Овощи и фрукты в зимний период, а в весенне-летний травы, произрастающие на участке детского сада. В зимний период обязательно идёт подкормка нуждающихся животных сухой травой, свежим овсом и витаминами. Дополнительным питанием служат пищевые остатки с детского стола (например, каша).

Для обеспечения безопасности функционирования экологической комнаты все крупные клетки и вольеры, а также стеллажи, на которых установлены малогабаритные клетки и аквариумы, жёстко закреплены.

Стены помещения оформлены в сдержанной природной тематике, гармонично сочетающейся с обитателями комнаты.

Большая комната украшена бассейном с фонтаном, который носит как эстетический, так и релаксационный характер, а также создаёт дополнительный микроклимат для растений экологической комнаты. Растения в свою очередь хорошо дополняют видовое разнообразие животных и предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми. Обеспечивают оздоровление микроклимата помещения: увлажняют воздух, очищают и обогащают его.

Стеллажи с клетками и вольеры располагаются по периметру помещения, освобождая центральное пространство комнаты, которое организовано для работы педагога с детьми. Два больших круглых стола обеспечивают удобное размещение подгрупп воспитанников на занятиях. Используются компактные и эргономичные стулья, которые в случае необходимости убираются.

Создано рабочее место для педагога-эколога : письменный стол-бюро с тумбами и шкаф. В тумбах и шкафу хранятся дополнительные материалы.

Предусмотрено и наличие дополнительного помещения, где размещается инвентарь необходимый для ухода за обитателями экологической комнаты : лейки, тряпочки, рыхлители для ухода за растениями; тазы, губки, скребки, щётки, расчёски, совки для содержания животных. Процветанию и эффективному функционированию экологической комнаты помогает тесное сотрудничество ДОУ №36 с различными организациями. В первую очередь это ООО «Биосфера» - обеспечивает всё видовое многообразие экологической комнаты, а также помогает естественному контролю за численностью обитателей. ООО «Биосфера» снабжает необходимыми для животных кормами и витаминами. Агрофизический научно-исследовательский институт обеспечивает свежей (проросший овёс) и сухой (сено) травой. Наполнитель для клеток (древесные опилки) любезно предоставляет СПб Лесопильное предприятие №1.

С ГУП «Ленинградский зоологический парк» в соответствии с договором осуществляется обмен питомцами и необходимое консультирование. Чистоту, порядок и необходимые условия для содержания обитателей комнаты обеспечивает обслуживающий персонал: помощник воспитателя буднего и выходного дня, педагог-эколог и ветеринар.

Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, люди, ухаживающие за ними должны обладать сами этими качествами. Благодаря общим усилиям для питомцев экологической комнаты созданы соответствующие условия, а также они ежедневно окружены любовью, заботой и необходимым вниманием.

Итак – наши преобразования обеспечили биологическое многообразие животного мира экологической комнаты, способствовали изменению характера отношений педагогов и других участников к изменениям и послужили условием обогащения среды и образов пространства учреждения.

Виды деятельности в экологической комнате

В экологической комнате были произведены преобразования и при подборе детских видов деятельности, обеспечивающих целостное и комплексное использование природно-развивающей среды в ДОУ. Ведущими мы определили деятельность познания и наблюдения, познания и исследования, познания и трудовых действий, познания и игры, познания и моделирования. Они наиболее четко отражают приоритет учреждения – интеллектуальное развитие детей. Охарактеризуем эти виды деятельности:

Познаем, наблюдая.

Наблюдая за объектами и явлениями природы в разные сезоны, за ростом и развитием живых существ, дети могут узнать, как живое приспосабливается к разным условиям среды, как изменяется природа, что помогает животным и растениям разных видов жить в определенной среде, привыкать к ее сезонным изменениям. Например, молодые ростки растений часто совсем не похожи на взрослое растение (папоротник, свекла, морковь).

Дети должны понять, что наблюдать за ростом и развитием придется долгое время. У каждого животного и растения это происходит в разные сроки. Так, щенок до возраста молодой собаки растет 6-7 месяцев, а растение фасоль от семени до семени примерно 4-6 недель. Наблюдая, дети учатся терпению.

При наблюдении необходимо выбирать способ, который расскажет о происходящем как можно больше и точнее:

- сравни, если хочешь увидеть различие и сходство объектов природы, происходящие с ними изменения

- выдели общие, наиболее значимые признаки нескольких объектов, по которым их можно отнести в одну группу

- зарисуй результаты наблюдений за ростом и развитием живого, это поможет лучше запомнить последовательности этого процесса.

Необходимо помнить, что наблюдение должно быть безопасным для природы и для детей и соблюдать следующие правила:

- сохранять связи животных и растений с окружающей средой: не уносить, не вырывать, не забирать с собой живое из природы: оно приспособилось жить там, где родилось и выросло;

- учитывать особенности физиологического и сезонного состояния живых существ;

- быть очень внимательными при общении с малышами, детенышами животных и молодыми растениями.

Познаём, исследуя.

Используя опыты, дети могут узнать, почему изменяются условия среды в разные сезоны года (снег тает, вода превращается в лед, греет ли солнце, познакомиться с защитными свойствами снега, выяснить растет ли камешек, семечко растения и т. п.

Осуществляя исследования, необходимо помнить о уже известных детям правилах взаимодействия с живыми существами.

Во время подготовки опыта педагог должен подумать о том, что он хочет узнать с его помощью. Желательно предположить, каким будет ответ и проверить каждое предположение отдельно, выбрав подходящий способ проверки. При проведении опыта необходимо изменять условия по одному, сохраняя остальные неизмененными. Если опыт длительный, дети могут зарисовать его этапы в виде рисунков или моделей.

Дети должны обсудить с другими детьми результаты похожих опытов, подумать вместе, почему при соблюдении одинаковых условий проведения опыта получаются одинаковые результаты. Вместе со взрослыми дети могут сделать общий вывод об одинаковых свойствах ряда объектов и явлений природы (снег, собранный из разных мест участка, всегда тает в тепле: на ладони, на батарее; семена разных растений прорастают, а камни – нет и т. п.).

Познаем, трудясь.

Трудовую деятельность детей можно направить на удовлетворение потребностей животных и растений в пище, влаге, свежем воздухе, в тепле и свете, месте для обитания. Для того, чтобы живым существам было хорошо, при уходе за ними нужно создать те условия, к которым они привыкли, учесть их индивидуальные особенности. Например, кактус поставить на солнечный подоконник и редко поливать; бальзамин убрать от прямых солнечных лучей и поливать часто. Для попугая поставить жердочки, для рыбок-сомиков положить в аквариум камешки, потому что они любят прятаться за ними. Если нет необходимых приспособлений для домика животных (хомяка, морской свинки, подумать о том, чем можно его заменить: коробка, старая варежка, глиняный горшочек и др.

Педагог использует модель выполнения ухода за живыми существами. Нужно учесть особенности растения при выборе средства для удаления с него пыли. Вместе со взрослыми дети могут принять участие в посадках и пересадках растений. Выращивая разнообразные растения, дети поймут, что рост – это длительный процесс. Надо набраться терпения, тщательно ухаживать за растущим организмом, чтобы дождаться результата. Особенно осторожно нужно обращаться с рассадой – молодыми хрупкими растениями.

Задумав вырастить животных, нужно подумать о подготовке специального места для содержания детенышей. Оно должно быть мягким, теплым, скрытым от лишних глаз. Когда маленькие появятся на свет, дети не должны торопиться заглядывать к животному, ставить корм и воду, не тревожа его. Все животные, рождая детенышей, пытаются укрыться, сохранить потомство. Дети не должны мешать им в этом.

В труде нужно соблюдать принципы гигиены своего тела. Защита организма от болезней – важная потребность живого.

Познаем, играя.

В разные сезоны года можно придумать интересные игры в природе, с ее объектами. Весной и летом особенно хороши игры с водой, песком, ракушками, шишками. Зимой есть снег и зимние забавы: лепка снеговиков, игра в снежки, в хоккей, катание на лыжах, коньках и санках. Осенью можно плести венки из опавших листьев, играть с ними – это и постель для кукол и посуда. Однако нельзя срывать для игры остатки травы, в ней укрылись на зиму насекомые.

Играя, дети должны соблюдать меры предосторожности: в лесу не отходить далеко от взрослых, играть лучше на поляне; у водоема не подходить к скользкому, обрывистому берегу, чтобы не поскользнуться и не упасть в воду; нельзя играть рядом с выкопанными ямами, заполненными водой, особенно если глубина их неизвестна.

С моделями и картинками можно поиграть в разные игры: «Путаница», «Чьи это ноги», «Кто где живет», «Узнай по следу», «Подбери, кто подходит» и др.

Интересно играть с маленькими детенышами животных: котятами, щенками, морскими свинками и др. Детям нужно объяснить, что с только что родившимся животным и с новорожденным ребенком играть совсем нельзя, они могут погибнуть. В этот период им нужен только материнский уход.

Для того, чтобы поиграть с малышами, а заодно проверить знания о животных, растениях и их детенышах, можно использовать игры: «Найди маму детенышу», «С чьей ветки детки», «Найди дорожку к маме». С куклами дети могут играть в «дочки-матери», заворачивать их в лоскуточки тканей, петь колыбельные песни, кормить, катать в коляске, подражая своей маме.

С игрушками животных, искусственными растениями можно поиграть в сюжетные игры: «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин», «Магазин цветов». Для развития сюжета можно использовать знания о том, как живые существа приспосабливаются к среде, как человек заботится о животных и растениях, и как они помогают людям.

Познаем, моделируя.

Для моделирования нужно выделить самые главные (существенные) признаки, по которым можно объединить несколько объектов природы в одну группу, при этом пригодятся готовые модели – «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «растения» и др.

Для уточнения представлений о приспособлении живых существ к природным условиям используются модели, обозначающие разные среды обитании (наземную, воздушную, водную, особенности строения и повадок живых существ для передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде (строение ног водоплавающих птиц, защитная окраска животных и т. п.).

Использование моделей роста и развития живых существ (растений, животных) помогут детям лучше проследить происходящие с ними изменения. В качестве модели роста и развития человека могут быть использованы семейные фотографии. С их помощью можно выстроить последовательности роста и развития, увидеть, как менялся ребенок, как относились к нему мама, папа, бабушка и др.

Модели можно применять при составлении рассказов о природе, они помогут определить последовательность (план) рассказа. Для того, чтобы рассказ получился интересным, не похожим на другие, нужно выбирать из набора готовых моделей нужные, дополнять их, придумывая новые. Модель трудового процесса помогает при уходе за живыми существами.

Одной из интереснейших методических находок в нашей работе явилось создание в совместной деятельности с детьми «модели экологической комнаты» – уникального пособия, способствующего решению многообразных задач развития наших воспитанников. Она представлена на рисунке.

В дальнейшем, описывая модель, мы будем выделять эти задачи через функции.

Она призвана:

отразить содержание пространства;

организовать познавательную деятельность;

уточнить представления дошкольников.

И в то же время она является:

мнемотаблицей;

функциональным панно;

средством рефлексии.

«Модель экологической комнаты» представляет собой полотно размером 120Х83см., копирующее содержание каждого сектора. Наглядность обеспечивают детские рисунки, фотографии, паспорта на живые объекты комнаты.

«Модель» имеет вид динамического панно, обеспечивается сменность экспозиции, модель дополняется множеством картинок с объектами не живущими в ней, для того, чтобы поставить ребенка в ситуацию поиска и выбора необходимых объектов.

«Модель» может выступать как пособие для организации экологической тропинки в виртуальный мир разнообразных климатических зон. Данная «модель» должна быть доступна воспитателям в различных возрастных группах.

Ценность «модели экологической комнаты» заключается ещё и в том, что она может служить прекрасной опорой при разработке стратегии и тактики взаимодействия педагога с детьми в таких формах как интегрированное занятие, коллективный труд, самостоятельные наблюдения и т. д.

методах работы с «моделью» :

она выступает наглядным пособием для детей;

является картосхемой расположения наших живых объектов;

она позволяет организовать моделирование экологической комнаты с детьми;

выступает как пособие для развития сенсорных (ориентация в пространстве, интеллектуальных способностей (память, внимание, т. е. являются функциональным панно;

игровое пособие – «Путаница» ( использование различных материалов: фото., изображений необычных животных и т. д.);

пособие, позволяющее рассмотреть нашу экологическую комнату как коллекцию живых объектов (созданы паспорта на объекты коллекции – Приложение №5); Пользуясь этим пособием у детей можно развивать умение быть экскурсоводами и разрабатывать свои экскурсионные маршруты по эк. ком. ;

данная модель выполняет функцию охранной грамоты. Она способствует осознанию ребёнком ценности живых существ (у них есть свои потребности) и формированию бережного отношения к живому (на «модели» можно делать любые перестановки, а в реальности необходимо задумываться о потребностях и самочувствии животных);

эта «модель» является оценкой нашей совместной с детьми деятельности. Здесь они (дети) отразили своё видение, свои чувства, своё отношение.

В проведенных нами наблюдениях можно увидеть эффективность и необходимость работы экологической комнаты, которая проявляется в эмоциональной отзывчивости детей, удовольствии от посещения комнаты, потребности во встрече с живыми объектами, желании ухаживать за животными, проявление индивидуальных предпочтений у всех детей, в желании поделиться своими впечатлениями с близкими и родными людьми.

Вместе с тем, экологическая комната выступает и центром просвещения взрослых: родителей, педагогов, социума. Знания об обитателях экологической комнаты помогают расширить представления взрослых и детей о многомерности мира. И способствует профессиональной компетентность воспитателей. Нам радостно и приятно, что в экологической комнате все участники педагогического процесса удовлетворяют свои эмоциональные, исследовательские, личностные и познавательные потребности.

Список литературы:

Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников. Ярославль, Академия развития. 2003 - 112 с.

Алексеева С. В. Актуальные проблемы экологического образования : сборник научных статей. / Под редакцией, СПб., СПбГУПМ, 2002.

Ананьев, Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психолог. труды: В 2 т. М., 1989.

Каменская Т. В. Т. А. Шиленок. Организация экологической среды в дошкольных образовательных учреждениях как педагогическое условие развития экологической культуры детей // Экология и Образование 2001, №1 – 2.

Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении. М., 1995.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учрежденияФотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

Оформление территории дошкольного учреждения к летнему сезонуОформление территории дошкольного учреждения к летнему сезону Уважаемые коллеги,предлагаю Вашему вниманию оформление территории нашего Центра развития ребенка "Крепыш" к этому летнему оздоровительному.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт)Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт) Ведущая: Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения. МКДОУ №34. Ведущая:.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая комната в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 20 августа 2020 в 00:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическая комната в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Марина Голышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД