наталья гальцева
Эковоспитание с использованием регионального компонента «Возвращение украденных сил»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
·Продолжать знакомство с заповедниками, заказниками, национальными и природными парками Саратовской области.
·Закреплять понимание единства и взаимосвязи всего живого на Земле.
Задачи:
·Способствовать формированию любви к природе малой Родины вместе с "Красной книгой" региона.
·Закреплять понятие "Красная книга", продолжать осваивать специфику распределения биологических видов на цветных страницах;
·Расширять кругозор, развивать любознательность, мышление, речь дошкольников, усидчивость и умение ориентироваться на карте.
Публикация «Эковоспитание с использованием регионального компонента „Возвращение украденных сил“» размещена в разделах
·Учить пониманию законов природы, осознанной заботе и бережному отношению по отношению к окружающему миру.
Словарная работа: экспедиция, природные заказники, заповедники, флора, фауна, гольф.
Предварительная работа: просмотр презентаций: "Красная книга Саратовского региона"; проведение и участие в фотоконкурсе "Наш летний отдых" или "Мой питомец"; участие в ЭКОакциях: "Фантик +", "Кормушка для птички", 2Сдай батарейку - спаси ежа!".
Оборудование: МРЗ плеер со звуковыми файлами, интерактивная доска, фотокарточки природных объектов области, карточки с печатной основой, изоматериалы.
Воспитатель проверяя готовность интерактивной доски, открывает на компьютере (непонятно о куда взявшийся) SOSфайл. На экране послание от незнакомца
Ход непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Я разведчик с той планеты-
где ничего живого нету.
Желая свой найти трофей,
забираю силу фей.
Отныне фей на свете нет.
Не будет радужным рассвет.
А ты, Природа, пожалеешь,
что слуг в достатке не имеешь.
По радио на волне "ЛистопадFM" мать ПРИРОДА умоляет, взывает о помощи.
ПРИРОДА: Внимание, внимание, все кто меня слышит.
Не к слугам обращаюсь, а к. ДРУЗЬЯМ, помогите!!
Коварный враг пленил моих фей-дочерей
Флору, Фауну и Мэривезу.
Прошу не оставайтесь безучастными.
Помогите!
Воспитатель: Ребята, слышите, это матушка Природа взывает о помощи. Нам нужно ей помочь!
Кто не боится трудностей и походов,
становись добровольцами-спасателями!
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично, мы принимаем вызов! Пришелец, мы идём на Вы.
- Значит с этого момента мы не ребята детского сада, а участники экспедиции - мальчики и девочки умеющие искать и узнавать тайны. Прошу надеть отличительные медали.
Воспитатель: Отряд, вначале нам необходимо вспомнить о каких же феях идёт речь? Встречали ли мы их раньше и Где? Как вы думаете, почему Природе они так важны? А главное что за имена у них такие странные?
Ответы детей: Это феи из мультика про Аврору, они её спасали. У них разного цвета платья и они всегда спорят. Они дочки Природы.
Воспитатель: Какие все молодцы. Но с чего же нам следует начать? Есть предположения?
Ответы детей:. когда мама не знает, она спрашивает у Алисы - это голосовой помощник в телефоне.
Воспитатель: Так и поступим. (задаются вопросы о расшифровке слов флора, фауна)
Воспитатель: Спасибо, Алиса. Понятно, что ничего не понятно.
Идём по порядку. Кто запомнил, что означает имя Флора?
Ответы детей:. это цветы и природа, ягоды и грибы.
Воспитатель: Верно. Значит подумав, мы можем определить какого же цвета было у неё платье. Кто знает?
Ответы детей:. розовое.
Воспитатель: А почему именно этот цвет?
Ответы детей:.
Воспитатель: А я вам подскажу, если имя Флора означает - растения, то что же самое красивое в растениях?
Ответы детей: Цветы!
Воспитатель: Молодцы. Верно, именно яркость цветов и подарила этой фее такой цвет платья.?
Идёт дальше. А какой же цвет платья у феи Фауны?
Почему?
Ответы детей: Фауна - это фея животного мира. Значит её платье зелёного цвета. Как трава, которая кормит и укрывает животных от врагов идруг от друга.
Воспитатель: Похвально, всё вы запомнили верно. Тогда вам не составит труда выполнить задания на приготовленных мною листочках. Вам следует разукрасить платья феям и (с учётом цвета) стрелочками обозначить с кем они дружат и кому они служат.
·Первое задание "Собери друзей"
Воспитатель: после выполнения задания детьми (за столами, на интерактивной доске показывает правильное соединение:
К Флоре "спешат" - ёлочка, цветок, арбуз, гриб мухомор, берёзка.
С Фауной соединяются - лось, цапля, муравей, змея и бабочка.
Ребята, проверяем! У всех так получилось? Молодцы.
(если есть сбой. делается работа над ошибками по наводящим вопросам)
Воспитатель: Добровольцы, предстоит выполнить второе задание "Определить ответственность Мэривезы и выбрать её цвет" Прошу вспомнить без чего на могут жить ни птицы, ни звери, ни растения?
Ответы детей:. без солнца и воды.
Воспитатель: Принимается. А почему никто не сказал о воздухе?
Ответы детей:. потому, что воздух растения делают сами. Леса-это лёгкие Земли.
Воспитатель: Вот порадовали так, порадовали! Значит цвет платья феи Мэривезы?
Ответы детей: Как вода-голубой. Как солнце-блестящий. Как облака- белый.
Воспитатель: Правильно. Все ответы верные. Мэривеза - фея стихий. Цвет её одежд - голубой.
Я предлагаю поиграть - в гольф - это игра на забивание мяча, но играть станем без приспособлений (клюшки, палки, ракетки, ноги).
Проводится в соревновательно-игровой форме дыхательная гимнастика "Гольф", участвуют одновременно 5-8 человек. Мячи разбросаны на ковре, каждый ребёнок выбрав один мяч ведет его потоком воздуха и загоняют в обруч лежащий в центре игровой зоны.
- Достаточно. Молодцы. Все садятся за столы.
Демонстрируется презентация " Спасаем защищая"
Воспитатель: Мы с вами разобрали, за что каждая фея отвечает перед матерью Природой. Теперь предстоит разобрать, за что же отвечает человек?
Перед вами карта нашей области
Когда речь заходит о природных богатствах Саратовской области, мы прежде всего представляем ВОЛГУ, бескрайние степи, заросли ковыля и кусты шиповника, а также многочисленных животных обитателей. Кроме того, это разнообразные ископаемые ресурсы. При ознакомлении с этим великолепием, возникает вопрос, насколько защищены эти дары природы и есть ли в Саратовской области природоохранные объекты, призванные сохранить это великолепие для грядущих поколений.
(проецируются фотографии озвучиваемых мест и фото редких животных, птиц. растений и т. д.)
Есть! Флажками отмечены районы, где располагаются уникальные природные заповедники и национальные парки. Все они внесены в список красивейших мест России и каждое из этих мест имеет свой неповторимый видовой состав растений, животных, насекомых, грибов, земноводных и паукообразных. Давайте знакомиться.
·Национальный парк "Хвалынский" знаменит лесными массивами. В нем насчитывается порядка 100 представителей флоры и 35 видов фауны, занесённых в областную Красную книгу. Помимо этого уникальной является геологическая структура местности, в частности знамениты меловые горы, наследие доисторических морей.
·Государственный природный степной зоологический заказник "Саратовский". Цель создания заказника - это охрана, восстановление и воспроизводство местообитаний и популяций ценных в хозяйственном, научном и культурном плане охотничьих животных, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, в первую очередь дрофы и стрепета, а также гнездящихся лебедей, колоний журавлей, водоплавающих на пролете, сохранения среды их обитания, путей миграций, поддержания общего экологического баланса.
·Памятник природы "Дьяковский лес" расположен натрубеже двух природных зон: степи и полупустыни. Предсталяет собой лесной массив, произростающий на песчаной почве. Представители флоры6 дуб, сосна, осина, берёза, акация. А так же шиповник, боярышник, смородина, калина. Фауна представлена лисами, зайцами, косулями, кабанами,большим разнообразием пернатых и грызунов.
·Памятник природы "Нижне - Банновский"в некоторых местах этого района сохранились уникальные представители флоры. В частности можжевельник казацкий,есть здесь и шиповник, кендырь сарматский. Животный мир представлен обилием хищных птиц.
·Лесопарк "Кумысная поляна" находится в черте областного города. Основу растит ельности парка составляют лиственные растения (дуб, берёза, клён, осина, липа). Животный мир представлен лосями, косулями, белками, зайцами, кабанами, лисами, есть совы, множество других птиц и грызунов.
·Еще около 45 мест области можно назвать красивейшими, самобытными и уникальными. И пусть они не имеют статуса - охраняемых территорий, но ведь и они требуют нашей защиты.
Именно с этой целью и выпускается актуализированный справочник - Красная книга, где находится информация о численности, состоянии, месте обитания, распространении и других особенностях представителей животного и растительного мира, которые подлежат охране.
На сегодняшний день документ включает 641 вид биологических организмов, в их числе: 306 объектов - грибы, лишайники и растения, 235 - птицы, млекопитающие, рако и паукообразные, рептилии, насекомые. Как и в других официальных документах, издание Саратовской области применяет категории, установленные Красной книгой России. Каждому виду живого организма присваивается статус: возможно исчезли, находятся под угрозой вымирания, стремительно сокращаются, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся. Именно для того, чтобы растения и животные не попали в первую группу, разрабатываются природоохранные мероприятия, за выполнением которых следит специальная комиссия. Каждый человек также может внести свой вклад в защиту животного мира, предотвратив истребление видов и усиление глобального потепления.
Воспитатель: Устали?
- Давайте поиграем в игру "Родители и дети".
(Ребятам предлагаются картинки животных домашних и диких, которые перемешены и лежат на столе. Каждый берёт по одной картинке и называя "брата", прикрепляет картинку магнитом на соответствующий мольберт.)
1 подгруппа 2 подгруппа
собирает пары (дикие, домашние); озвучивает название детёнышей;
кабан (поросята) - свинья (поросята)
волк (волчата) - собака (щенки)
лебедь (лебедята) - гусь (гусята)
заяц (зайчата) - кролик (крольчата)
сынок дикой утки -селезень - сынок домашней утки- утак
(утёнок)
Вновь звучит позывной "ЛистопадFM" и Матушка ПРИРОДА благодарит детей за возвращение феям их волшебных сил. В знак признательности дарит 6-ть (шесть) иллюстрационных альбомов (на каждый природоохранный объект и альбом "Интересные памятники природы Саратовской области")
Воспитатель: Ребята, поздравляю - МЫ справились, ПОБЕДИЛИ! Прогнали вредного пришельца. Ура!
Можно отдыхать.
А герб на плащ (любимой фее) мы придумаем и нарисуем позже.
Продуктивную деятельность будет являться рефлексией полученных знаний.