Сенева Анна
Эко-проект в образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проектный метод в экологическом образовании дошкольников
Как помочь детям научиться сочувствовать окружающим и заботиться о них?
Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?
Педагогически целесообразной моделью формирования экологической культуры выступает интеграционная деятельность, в которой с необходимой полнотой реализуются качества личности.
2 слайд
Комплексно реализовать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром — нам помогает метод проектов.
Публикация «Эко-проект в образовании дошкольников» размещена в разделах
В Российской педагогической энциклопедии метод проектов определяется как «система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических заданий-проектов»
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.
3 слайд
В ходе нашего экологического проекта вода предстает перед детьми, как волшебная. Мы показываем нашим деткам, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.
3 слайд
Особую педагогическую значимость метода проектов мы видим в том, что он, являясь методом целенаправленного практического действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка. Это метод, идущий от детских потребностей и интересов и способствует:
. Развитию критического мышления и познавательных умений детей.
2. Формированию умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения новых задач.
З. Овладению исследовательскими методами познания природы и социума.
4. Приобретению коммуникативных навыков умения работать в группах, исполняя разные социальные роли.
5. Актуализации личностных контактов ребенка через знакомство с разными культурами, разными точками зрения на одну и туже проблему.
Слайд 5
Технология проектов направлена на:
самостоятельную деятельность по выполнению проекта /индивидуальную, групповую, коллективную/;
решение какой – либо конкретной, значимой для детей проблемой;
использование разных методов и средств обучения в процессе выполнения проекта;
интегрирование знаний и способов действий из различных видов деятельности /познавательной, трудовой, изобразительной и т. д. /;
результаты выполненных детьми проектов должны быть осязаемыми.
6 слайд
Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:
1. Доминирующая в проекте деятельность:
исследовательский проект (например, «Дерево», «Зелёный мио детского сада» и др.);
практико-ориентированный (например, «Покормите птиц зимой», «Наши домашние любимцы»и др.);
творческий (например, «Цветы в вазе», «Сказки наооборот» и др.);
игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья» и др.).
2. Предметно-содержательная область:
монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы);
межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания).
3. Характер контактов:
среди детей одной группы;
среди детей нескольких групп;
среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т. д.
4. Количество участников проекта:
индивидуальный;
парный;
групповой;
коллективный.
5. Продолжительность проекта:
краткосрочные (1 или несколько занятий – 1-2 недели);
среднесрочный (1-2 недели – 1 месяц);
долгосрочный (1 месяц – полугодовой и дольше).
7 слайд
Вид проекта: исследовательский. Поисково-ориентированный
Ожидаемые результаты:
Формирование представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса.
Воспитание бережного, осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
7 слайд
Как правило, проект, проводящийся в ДОУ, включает в себя следующие этапы:
подготовительный (В этот этап входят постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.)
исследовательский (Этот этап заключается в поиске ответов на поставленные вопросы выбранными способами.)
обобщающий (В этот этап входят обобщение результатов работы в различных формах, их анализ, закрепление знаний, формулировка выводов.).
8 слайд
Экологическая направленность проекта обусловлена тем, что в начале года в младшей группе проводился анализ познавательного развития дошкольников, который показал, что дети имеют ограниченные знания по этой теме.
Актуальность нашей работы определяется теоретическим и практическим значением проблемы ознакомления детей с физическими свойствами воды. Несмотря на то, что дети контактируют с водой с самого раннего возраста, элементарные представления о ее физических свойствах размыты.
9 слайд
Наша задача - расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, помогать замечать во всем разнообразии самого главного, искать точные ответы на заданные вопросы, и уметь делать простейшие выводы.
Мы, педагоги, совместно с родителями, в доступной игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала - воды, рассказываем о её значении для человека, животных и растений.
10 слайд
Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов:
Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
Постановка проблемы.
Постановка цели.
Обдумывание шагов по достижению цели, форм и методов работы, распределение ролей.
Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
Промежуточное обсуждение полученных данных.
Защита проектов.
Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, выводы.
Тему и проблему формирует либо педагог, опираясь на интересы детей, а дети принимают ее; либо дети при помощи наводящих вопросов взрослого.
11 слайд
Формы реализации проекта:
Поисковая деятельность включает в себя разнообразные наблюдения : на прогулках за снегом и водой, за работой воспитателя и няни в группе, при использовании воды, наблюдения за жизнью живых существ и растений, нуждающихся в воде и обитающих в них.
Беседы "Что мы знаем о воде", «Какую роль играет вода в жизни человека?»
«В гостях у капельки» и т. д.
Эксперименты и опыты: «Превращение снега в воду», «Цветные льдинки», «Тонет – не тонет»,
Разнообразные виды игр : дидактические, игры- забавы, игры в центре песка и воды, подвижные игры,
( Дидактические игры : «Купание куклы», «Стирка кукольного белья», «Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?»
Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!» Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые игры - упражнения с водой. Игры в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати», «Строим башню»)
Чтение художественной литературы: Заучивание потешек, чтение сказок и стихов по теме в соответствии с возрастом (Потешка «водичка» «Заюшкина избушка», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»)
Художественно – эстетическое развитие: Рисование водой (водные раскраски); Рисование и лепка по теме («На полянку, на лужок тихо падает снежок»; Лепка «Мы скатали снежный ком»; Аппликация «Снеговик», «Снежинка»)
12слайд
На итоговом этапе нас ждут мероприятия, которые покажут и расскажут что нового мы узнали и чему научились в процессе проекта - это Оформление экологической газеты: «Теперь мы знаем, что такое вода!» и досуг «Праздник мыльных пузырей».
13 слайд
Метод проектов является средством развития личности ребенка и, прежде всего, совершенствования его индивидуального творческого потенциала.
Для успешной проектной деятельности требуется серьёзная подготовка к организации проектирования, а также методическое, дидактическое и