Ирина Андреева
Эффективные приемы по формированию читательской грамотности
▼ Скачать
Эффективные приемы по формированию читательской грамотности
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К. Д. Ушинский
Читательская грамотность – Базовый навык функциональной грамотности.
- способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Публикация «Эффективные приемы по формированию читательской грамотности» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
ГРУППЫ УМЕНИЙ
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»
Это:
-Пробно-поисковые ситуации;
-Беседы-дискуссии;
-Сам задай вопрос;
-Личный пример учителя;
-Приём устного словесного рисования;
-Словарно-стилистическая работа;
-Элементы драматизации;
Приемы формирования ЧГ :
Приём «Лингвистическая сказка»
• Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
Приём «Письмо с дырками (пробелами)»
• Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
• Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
• 1) Имя существительное обозначает…
• Отвечает на вопросы…
• Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
• 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
• … или ….
• … или …
• Относятся к … или, или … роду, к …, или …, или …. склонению.
• Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
• Существительные изменяются по … и … .
• 3) В предложении имя существительное может быть как, …, …, …, … .
• Имя существительное не является членом предложения, если…
А. С. Пушкин «Вечор, ты, помнишь вьюга злилась….»
ПРИЕМ : толстые и тонкие вопросы: это способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет», а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему. ?
Почему Вы считаете (думаете) ?
В чем различие?
Предположите, что
будет, если?
Что, если?
Тонкие вопросы
Кто? Что?
Когда? Может?
Будет?
Мог ли?
Верно ли?
Было ли?
Как звали?
Согласны ли Вы?
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке, «тонкие» вопросы :
1. Кто главный герой произведения?
2. Что случилось со стариком, когда он пошел ловить рыбу?
3. Когда это случилось?
3. Может деду не стоило рассказывать старухе о том, что он поймал Золотую рыбку?
4. Мог ли дед сам попросить у рыбки награду?
5. Нужно ли было старику ходить к морю, когда его посылала старуха?
6. Согласны ли вы, что дед поступал правильно? И другие вопросы.
«Толстые» вопросы:
1. Дайте объяснение, почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
2. Почему вы думаете, что дед послушно ходил к рыбке, хотя ему это не нравилось?
3. Почему вы считаете, что старуха была злая, жадная, корыстная?
4. В чем разница между морем в начале и в конце сказки?
5. Предположите, что было бы, если бы рыбка исполнила последнее желание старухи?
6. Предположите, что было бы, если бы старик ослушался старуху первый раз, второй раз, третий раз?
Урок русского языка в 3 классе по теме: «Приставка и её роль в слове. Различие приставок и предлогов»
Тонкие вопросы • Что такое приставка? • Для чего нужна приставка? • Где пишется приставка в слове? • Как обозначается приставка?
Толстые вопросы • Почему приставка так называется? • Чем приставка отличается от суффикса? • В чём отличие приставки от предлога? • Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?
Прием «Верите ли вы, что…»
• Формируем умения : связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Прием «Ассоциация»
• К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.
Приё м: «Древо мудрости»
• Быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.
Прием «Составление кластера»
• Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.
ПРИЕМ «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
• Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией : извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Приём «Корзина» идей, понятий….
• Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием «Письмо по кругу»
• Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагается детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Приём «Лови ошибку»
• Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Прием «Горячий стул»
• Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием «Выделяем существенные признаки»
• Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Прием «Мозаика». «Реставрация текста»
• Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
• Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
• Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
"Мозговой штурм"
• Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"
• Учитель записывает все называемые ассоциации.
• Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
Прием «Перепутанные логические цепочки» -
• Задания, в которых предлагается восстановить ход событий, действий алгоритма, расположить в нужном порядке. Цель данного приема : развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Данный прием позволяет ученикам в ходе парной или групповой работы убеждать своих товарищей, как правильно выполнить задание, развивает внимание и устную речь.
И так восстановите текст из рассказа Бианки «Сова»
БИОЦЕНОЗ
Прием "Глоссарий"
• Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.
"Синквейн"
Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.
Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять, в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).
ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ :
Создай рекламную брошюру….
Предложи картинку – иллюстрацию к тексту, не рисуя её, а просто опиши, что там будет словами.
Подбери пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации.
Дай совет герою, запиши его.
Перескажи текст от лица разных персонажей.
«Мим – театр» : покажи героев произведения при помощи мимики.
Придумай вопросы для викторины, кроссворда.
И так перед вами билет в цирк, давайте придумаем какие задания можно дать по этой картинке?
А теперь давайте проверим вашу чг
Перед вами «ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ» по PISA
Задание называется ТЕЛЕКОМЬЮТИНГ. Прочитайте два текста и выполните задания.
Тип текста: рассуждение
1. Выбор: D. Они выражают противоположные взгляды на одну и ту же тему
46,5% российских учащихся ответили на этот вопрос правильно.
2. Выбор: B. Не очень хорошо тратить слишком много времени на дорогу до работы. 47,6% российских учащихся верно ответили на этот вопрос
3. Правильным считается ответ, если назван вид работы и дано обоснованное объяснение того, почему человек, который
выполняет такую работу, не сможет это делать в условиях телекомьютинга. В ответах
ДОЛЖНО быть уточнено (явно или неявно, что необходимо физически присутствовать на
месте работы для выполнения определенного вида работы.
• Строительство. Трудно работать с бревнами или кирпичами, находясь вдалеке от
них.
• Спортсмен. Для спорта необходимо физическое присутствие на месте.
• Слесарь. Невозможно починить чью-то раковину, сидя у себя дома!
• Копать канавы, потому что там надо быть.
• Медсестра – по Интернету нельзя проверить, как чувствует себя пациент.
24,2% российских учащихся ответили на этот вопрос правильно.
Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим читающего ученика.