Оксана Ледкова
Эффективные методы развития музыкальности и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные методы развития музыкальности и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.
В современном мире, в непростых условиях, очень сложно развивать детей, когда повсеместно звучит современная музыка, оказывающая отрицательное воздействие на детское эмоциональное состояние души, разрушает интеллект, личность. Хотим мы это или не хотим, такую музыку слышат и наши дети. Сверхвысокие частоты и громкость через область подсознание проникают и разрушают детский организм.
Публикация «Эффективные методы развития музыкальности и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
И мы, музыкальные руководители вместе с воспитателями и родителями делаем все возможное для того, чтобы дать возможность узнать и полюбить классическую, народную и др. музыку, которая воспитывает в детях такие качества: доброта, забота, любовь к родителям, чувство патриотизма к своей стране. Закладывается фундамент музыкальной культуры прежде всего на музыкальный занятиях, в детском саду. Именно здесь дети познают разнообразие мира искусства- музыкального, художественного, театрального.
В сравнении с другими видами деятельности на музыкальных занятиях ребенок приобретает наибольший объем положительных эмоций и впечатлений, развивается музыкальное восприятие, мышление, эмоциональная отзывчивость. И для этого, в своей работе я стараюсь использовать все виды музыкальной деятельности доступные дошкольному возрасту, с использованием инновационных технологий (презентации, дидактический, аудио и видео материал). В основе инновационной технологий музыкального воспитания является приоритетом коллективная деятельность, которая объединяет пение, ритмодекламацию, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, театральную постановку. Новые подходы к воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных методик и технологий. На современном этапе художественно-эстетическое воспитание дошкольников наполняется новым содержанием - растить активную, творческую личность. И по сколько, музыка является источником детской радости, я со своей стороны поддерживаю индивидуальные способности и творческий потенциал каждого ребенка, для формирования общей культуры воспитанников. План организации всех видов деятельности на музыкальных занятиях играет огромную роль. Моя работа требует от меня, вдумчивой, постоянной и серьезной подготовки в организации музыкального воспитания детей так, чтобы учитывались их возрастные особенности. Задача всестороннего развития и специфика музыкального искусства помогает видеть перспективу, в то же время способствует равномерной работе в течение года, позволяет своевременно подготовиться к занятию, обдуманно применять разнообразные методы и приемы обучения.
Привычные виды музыкальной деятельности стараюсь разнообразить с пользой для здоровья. Например, вход в музыкальный зал варьирую (цепочкой, боковым галопом, паровозиком, змейкой). Применение ежедневных ритуалов «Здравствуйте ладошки», «Руки мыть» (по возрастам); пение сочетается с движениями. Проведение здоровье сберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени 1-2 минуты. И это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное – пользу для здоровья и радостного настроения на весь день. На занятиях стараюсь внедрять наиболее эффективные технологии здоровье сбережения.
Постоянный поиск эффективных методов музыкального воспитания дошкольников побуждает знакомиться и изучать разные методические разработки и знакомиться с практической деятельностью известных практиков: Т. Боровик, Т. Тютюнникова, О. Радынова, М. Картушина. Из которых, я подчерпнула, для себя очень интересный и полезный материал. Его я использую в своей практической деятельности.
Для среднего дошкольного возраста я использую музыкальный материал О. Радыновой, М. Картушиной, Т. Боровик «Поросята», «Паучина», как пальчиковую гимнастику.
«Паучина» 1 куплет участвуют большие и указательные пальцы обеих рук
При повторе пальчики меняются заканчивают на мизинце.
Пау паучина, паутину шил. Большой и указательный пальцы по переменно перешагивают
Вдруг закапал дождик Пальчиком ударять по ладошке
Паутину смыл, Провести руками с головы вниз
Выглянуло солнышко, стало подсыхать Ручками показать фонарики
Пау, паучина трудится опять Сверху вниз, опускается паучок, работают все пальчики
Для старшего возраста, использую Т. Боровик «Поросята», «Обезьянки» - логоритмические упражнения. Дети в восторге от этих упражнений. В поисках эффективных методов мне посчастливилось познакомиться с методикой практика-новатора Т. Э. Тютюнниковой. В ее практической деятельности существует ряд приёмов, объединённых идеей обучения через творчество.
Это-музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами). Хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.). Шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам, притопы (всей стопой, пяткой, носком). Щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).
Речевое музицирование. Импровизированное движение. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков, оживляя декламируемые стихи. Также, в своей работе, использую такое ритмическое упражнение - «Обезьянки» автор Т. Боровик
Пять обезьянок Показываем раскрытые ладошки
прыгали в кровате Делаем пружинку
Одна из них упала головою вниз Рукой показываем волнообразное движение руки вниз
Мама к телефону доктор отвечает Телефонную трубку к уху
Запретите детям прыгать Мисс Погрозить пальцем
Так поем и показываем пока ни одной обезьянки не останется и последний куплет
Никто из обезьянок Показываем пальцем
Не прыгает в кровати пружинки
Ни кто из них не падает головою вниз Рукой показываем волнообразное движение руки вниз
Мама к телефону доктор отвечает Телефонную трубку к уху
Уложить детей в кровать О, Мисс Обе руки под голову, имитация сна
В данный момент, для развития ритмических навыков, я применяю элементы современной теории ритмического воспитания, основоположником которой явился швейцарский музыкант, педагог, дирижер ЖАК ЭМИЛЬ ДАЛЬКРОЗ. На первое место он ставил игру, как естественную деятельность, в процессе которой ребенок получает огромное удовольствие, познает жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях, способствующих развитию ритмических навыков. Для таких занятий в своей практической деятельности использую подручные средства (пластиковые стаканчики, деревянные палочки). Подбираю разного размера музыку : полька, вальс, марш и придумываю различные ритмические рисунки совмещая хлопки, шлепки, и передачу палочки соседу справа (слева,
с учетом возрастных особенностей. И с уверенностью могу сказать, что детям очень нравится игра ритмический стаканчик.
Такая игра подходит больше для занятий в старшей и подготовительной группах. И основным методом является традиционный «вовлекающий показ».
А продолжателем методики стал немецкий педагог и музыкант, который разработал свою методику : объединил музыку, слово и движение, и ввел термин «Элементарное музицирование» - Карл Орф. Его методика современном мире, является самым благоприятным фундаментом для музыкального воспитания, которое закладывает основы для развития личности. По мнению К. Орфа, музыкальное воспитание не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на музыкальных инструментах. По методике Карла Орфа, нет пассивных и праздных, для каждого ребенка есть посильное задание и каждый участник ощущает себя музыкантом большого оркестра. А результатом является, желание с которым дети приходят в музыкальный зал.
Задачами в работе с детьми по музыкальному воспитанию – формировать чувства ритма и тембровый слух, правильную артикуляцию, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, развивать мелкую моторику, стимулировать творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования. В настоящее время данная методика становиться актуальна, поскольку все больше появляется детей с аномалиями развития, сопровождающиеся нарушением речи.
В основе занятия лежит творческая деятельность детей, в которой они могут проявлять свою фантазию, индивидуальность, спонтанность, импровизацию. Любимым видом искусства является игра на музыкальных инструментах. Игра на инструментах способствует раскрепощению замкнутых и раскрытию своих способностей, и со временем дети начинают принимать участие в других видах деятельности.
Русское народное музыкальное наследие открывает большие возможности для использования элементом методики К. Орфа. Так как она является хорошим материалом для ритмический импровизаций. Многие из этих инструментов входят в состав орфовских (ложки, треугольник). В настоящее время я обучаю игре на инструментах с помощью музыкальных дидактических игр с применением компьютера и проектора, карточек, тематических презентаций.
Элементами этих методик, которые я использую в своей работе, являются эффективными. Они обладают универсальностью и экономичностью. За очень короткий срок уже был виден результат. Появилось устойчивое внимание, улучшение памяти, координация движения, активизируется мышление.
И это позволяет их применять как по отдельности, так и вместе.
Поставленные перед собой задачи удается реализовать в комплексе описанных выше методик и использование следующие рекомендации:
- обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными образцами современной музыки;
- побуждать активный интерес к музыке;
- воспитывать музыкальный вкус;
- приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности;
- стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности;
- стимулировать их нравственно- эстетические переживания и способность
к эмоциональной отзывчивости;
- побуждать к самостоятельным действиям и поиску ответов на вопросы;
- учить высказывать свои впечатления о музыке;
- развивать чувство уверенности в себе;
- разнообразить музыкальные впечатления детей.
Использованием различных методов и технологий, описанных в данной работе, пробуждает любопытство и сравнительно легко позволяет запомнить предлагаемый музыкальный материал. Эту особенность детской памяти педагогу всегда надо учитывать. Память ребенка – это его интерес. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей, не забывая о том, что ребенку подчас и самому было бы интересно добывать информацию.
Литература
К. Орф Система музыкального воспитания. - М. –Л. 1970. с. 21
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. ,1947. К. Форраи Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире//, 1973. Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М. : Просвещение, 2000