Раиса Николаевна Кочеткова
Эффективные методы профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в начальной школе
▼ Скачать +Заказ
Сочетание традиционных и нестандартных приёмов в работе логопеда
Для начала стоит отметить, что каждый вид дисграфии требует своего подхода.
Первый вид дисграфии давно известен - фонетико-фонематическая форма нарушения письма и чтения. На эту тему существует наибольшее количество работ и методических разработок. Эта разновидность дисграфии и дислексии обусловлена недостаточной сформированностью фонетико-фонематического слуха и восприятия. Не буду на этом долго останавливаться. Но приведу один интересный и неутешительный факт.
Публикация «Эффективные методы профилактики и коррекции дисграфии и дислексии в начальной школе» размещена в разделах
В настоящее время по непонятным причинам очень выросло число детей с нарушением именно такого слуха.
По данным Т. Г. Визель, в настоящее время выросло число детей со слуховой агнозией. То есть когда ребенок совсем не в состоянии различать звуки окружающего мира. Такой ребенок не в состоянии отличить стук барабана и пения птицы или звон колокольчика от шума машин на улице и т. д. То есть физиологический слух у ребенка сохранен, а различение звуков отсутствует.
И еще интересный факт, по данным того же института психологии и профессора Т. Г. Визель, у 80% детей с диагнозом аутизм при подробном обследовании выявляется, что причина необычного поведения не аутизм, а именно отсутствие фонематического слуха. То есть в огромном количестве случаев диагноз аутизм неверен, а причина именно в несформированности фонетических процессов.
Для всех здесь присутствующих не секрет, что в последние годы выросло число детей, которые не в состоянии различать звуки, сходные по акустико-артикуляционному сходству: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Очень часто не только не сформированы звуки раннего онтогенеза, но и отсутствует их распознавание в слуховом восприятии. Если раньше чаще всего приходилось дифференцировать пару сходных звуков, то сейчас цепочки растут (г-к-т-д, б-п-т-д и т. д.). на слайде представлена работа, ребенка со смешанной формой дисграфии, но ошибки, характерные именно для акустической формы здесь представлены во всей красе.
Естественно, что работу по профилактике такой формы нарушений нужно начинать заранее, с первоклассниками, а еще лучше с дошкольниками.
Какие же приемы коррекции мы используем.
В первую очередь учимся определять наличие или отсутствие заданного звука в слове. Первоклассники далеко не всегда в состоянии справиться с таким заданием. Позже определяем место звука в слове. Пытаемся составлять слова из заданных звуков. Очень дети любят, когда я начинаю загадывать их имена. Например, Витя – вилка, иголка, тетрадь, апельсин.
Важную роль в коррекции дисграфии и дислексии играет звуко-буквенный анализ слов. Дети очень часто не слышат и не воспринимают гласные звуки в слове, неправильно определяют последовательность звуков, не слышат последний звук. Звуки, которые произносятся дефектно в устной речи также искажаются на письме, заменяются оппозиционными буквами С-Ш; Г-Д; Ж-З; К-Т и т. д. Как следствие все это проявляется на письме, и мы получаем работу, представленную на предыдущем слайде.
Мне понравился прием работы над звукобуквенным анализом слова с пирамидкой. На верхушку пирамидки кладем картинку. На нижнем поле выставляем фишки, в соответствии с характеристикой звука.
Очень полезно в процессе задавать детям вопросы на пространственное и слуховое ориентирование.
Например, возьмем слово. РЕПКА после составления схемы вместе с ребенком, просим ответить на вопросы:
Назови звук, который стоит перед звуком П;
Какой звук стоит между звуками Рь и П;
Назови только мягкие согласные (только твердые)
Сколько всего согласных? Сколько гласных?
Назовите гласный, который слышится между двумя согласными;
Назовите звук, который стоит после звука П, но перед звуком А.
После этого над каждой фишкой выкладываем соответствующие буквы. В последнюю очередь считаем количество слогов.
Такая визуализированная подача материала помогает нам произвести полный анализ слова с опорой и на слуховое и на зрительное восприятие. Кроме того, здесь ярко видна для ребенка разница между понятиями слово, слог, буква и звук. В конце работы обязательно обращаю на это внимание.
Эффективны приёмы работы со звуками и словами, которые требуют выделения заданного звука из состава слова и обозначения его соответствующим образом.
Интересный приём дифференциации звуков с использованием раскрасок соедини точки по цифрам. Услышав один заданный звук, дети соединяют две последовательные цифры на левом рисунке, а другой звук – на правом. Часто прошу ребенка работать двумя руками.
Оптическая дисграфия очень часто возникает у детей с нарушением пространственных функций, зрительного гнозиса, мнезиса, либо с нарушением зрения.
Здесь эффективны будут приемы на формирование зрительного внимания, восприятия.
Например, задания найти заданную фигуру.
Полезны задания типа: «Отремонтируй сломанную букву».
Различные игры с буквами на нахождение слов среди букв, добавление букв в слово, нахождение лишней или недостающейбуквы.
Задания на упорядочение движений глаз. Попробуйте прочитать пословицу, двигаясь глазами в направлении стрелок. Заданий очень много. Главное сейчас не найти задание, а подобрать такое, которое поможет ребенку справиться с проблемой, а не добавит новых.
Аграмматическая дисграфия. Более сложный вид дисграфии. Она обусловлена неумением согласовывать слова в предложении, неправильным употреблением предлогов. При таком виде дисграфии, дети путают значение предлогов, при повторении фразы неправильно ставят слова, не умеют образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. При чтении этот вид нарушения проявляется реже и как правило, выражается в подмене или пропуске окончаний слов во фразе.
Объяснить наличие такой формы дисграфии очень легко. У ребенка в дошкольном возрасте была недостаточная речевая среда. Повторение фразы: Мышонку шепчет мышь – мышонке шипит мышка. Составление предложения по картинке: Сестра наливает воду, а она ждет, когда будет. Или: Спит, что он наелся (медведь спит в берлоге).
Как следствие, когда такой ребенок начинает писать под диктовку, он не может запомнить фразу целиком в ее правильном построении. Он улавливает лишь основной её смысл. Начиная писать, забывает слова, останавливается, пытается вспомнить, отстает от остальных детей и не пишет совсем, либо искажает предложение. Еще труднее такому ребенку писать изложения или сочинения.
Работа с такой формой очень сложная и длительная. Начинать ее нужно до школы, формируя у ребенка грамматически правильную устную речь.
Для выявления уровня сформированности грамматического строя речи, критичности мышления, продуктивности ассоциаций существует очень простой тест – тест на заполнение пропусков в тексте, подходящими по смыслу словами.
Эта методика носит название методики Эббингауза. Ее в 1897 предложил немецкий психолог Герман Эббингауз, как способ изучения интеллектуальных способностей школьников. Особенность в том, что варианты слов детям не представляются. Они должны найти правильные слова самостоятельно. Результат оценивается исходя из количества правильно подобранных слов. 1 слово – 1 балл. На сегодняшний день, по мнению исследователей, мы имеем тот факт, что никто из школьников 1 -11 класс не справляется в полной мере с этим тестом. Я не поверила этим данным, решила предложить это задание своим ученикам. Со 2-4 класс без помощи не справился ни один ребенок.
Лучшим средством профилактики такого недоразвития является чтение книг ребенку.
Чиновники от образования сделали все, что могли, для того, чтобы отучить россиян читать. Погоня за скоростью чтения привела к тому, растет уже второе не читающее поколение детей. Кроме того, в наше время родители с ребенком и разговаривают крайне мало. В итоге 10-15 лет назад при обследовании первоклассники умели составлять хороший связный рассказ по серии картинок, сейчас в лучшем случае 2 предложения. Поэтому сейчас задача формирования грамматически-правильной речи ложится на образовательное учреждение – на нас, на воспитателей и педагогов.
Какие же эффективные задания я предлагаю детям. Во-первых, это дополнение предложений недостающими словами, задания на собирание словосочетаний и предложений из рассыпанных слов, добавление недостающих предлогов, задания, аналогичные тесту Эббингауза. Различные виды работы с текстом: разбивка на предложения, нахождение ошибки в записи, ответы на вопросы, выбор из текста слов-признаков, слов-действий и т. п.
Сейчас выделяют 4-й тип дисграфии – регуляторная. Как раз наличием этого типа дисграфии объясняются все немотивированные ошибки в тетрадях. Как правило, эти ошибки носят нестойкий характер. То есть мы не можем четко выделить, что именно эту пару букв ребенок путает или эту букву искажает. Одно и тоже слово ребенок в одном предложении напишет правильно, а в другом исказит так, что невозможно будет разобрать, что написано, как, например, в данной работе слово «большую» искажено до неузнаваемости, слово «рыбу» совсем пропущено.
При такой форме нарушения письма, детям свойственны, повторы букв, предвосхищения (например, когда ребенок последнюю букву слова пишет еще и в начале, пропуски букв, частей слова, целых слов, перестановки слогов или частей слова.
Из опыта работы могу сказать, что большая часть дисграфиков и дислексиков имеет трудности саморегуляции и самоконтроля.
Она возникает на фоне неумения ребенком контролировать собственное поведение, программировать свои действия и выполнять несколько действий подряд в определенной последовательности. Это происходит вследствие недостаточной сформированности блока контроля, программирования приема и хранения информации. То есть лобных долей в коре больших полушарий. Это те функции, которые формируются в процессе жизнедеятельности ребенка. Чем больше у ребенка ответственности, тем лучше будут развиты эти функции. Когда организм ребенка развивается в условиях активной деятельности, занятий спортом, подвижных игр, когда у него есть своя зона ответственности, эти функции созревают в дошкольном возрасте.
Воспитание в ситуации гиперопеки, когда ребенок растет в семье на положении домашнего питомца, вокруг которого строится вся жизнь близких. В таком случае навыки самоконтроля и саморегуляции не формируются. То есть регуляторные функции к моменту поступления в школу не формируются.
В коррекции этого вида дисграфии и дислексии пальма первенства принадлежит не логопедам, а психологам.
Задания, которые мы можем предложить детям.
Первое задание, когда ребенку предлагается ряд сюжетных картинок с изображением привычной ситуации, например, «Как одеться зимой» или «Как я умываюсь, чищу зубы».
Ребенок должен разложить эти картинки по порядку действий.
Хотя лучше, если этим вопросом займётся семья ребенка. И вместо того, чтобы одевать и умывать ребенка, всё-таки научат его это делать самостоятельно.
Задания с метрономом. Ребенок слушает ритм и хлопает или топает в ритм метронома. Например, 2 раза хлопнуть, 2 раза топнуть. Можно рисовать заданные фигуры в ритм метронома. Читать гласные или простые слоги.
Проговаривание скороговорок. Медленное воспроизведение текста с постепенным ускорением.
Игра «Компьютер». Ведущий предлагает для игры любое слово. Например, слово «диван». Игроки по очереди называют очередной звук, одновременно ударяя пальцем по столу. Если ребенок ошибся, звучит команда ведущего и игра начинается заново. На первых этапах можно брать более простые слова из 3-4 звуков. За один раз берется не больше 5 слов. По окончанию игры, дети записывают слова, желательно по памяти