Ирина Ганичкина
Эффективные методы, используемые в организации трудового процесса самообслуживания
▼ Скачать + Заказать документы
«Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богатый»
К. Д. Ушинский
В жизни каждого человека, а также в жизни общества,- труд имеет большое значение. Как человек относится к труду, как он умеет трудиться : зависит его судьба. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества прослеживаются уникальные системы, в основе которых – трудовое воспитание.
Публикация «Эффективные методы, используемые в организации трудового процесса самообслуживания» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Но, увы, в большинстве комплексно- вариативных программ дошкольного образования конца ХХ - начала ХХ! века отсутствуют разделы, связанные с трудовым воспитанием детей, что является отражением социально – экономических и идеологических изменений, произошедших в этот период в Российской Федерации. Общество, государство и семья осознают необходимость вернуть утраченное в последние годы уважительное отношение к труду, как самостоятельной ценности.
Я, считаю, в наше непростое время труд – это универсальное средство приобщения к человеческой культуре, социализации и формированию личности ребёнка. Уважение к труду нужно воспитывать с детства.
Из личного педагогического опыта хочется выделить из области трудового воспитания такой вид труда, как самообслуживание.
Наблюдая за детьми во время одевания на, невольно начинаешь оценивать этот процесс у каждого ребёнка. Делаешь для себя несколько выводов, и возникают задачи для дальнейшей работы.
Дети 4 – 5 лет большие фантазёры. Они делятся со сверстниками своими впечатлениями, подчас фантастическими, и хотят получить одобрение своим фантазиям. Это часто отвлекает детей во время одевания (на прогулку, после дневного сна). Возникает типичная трудность по развитию трудовой деятельности :
- освоив процессы самообслуживания (в данном случае процесс одевания и раздевания, ребёнок теряет к ним интерес, выполняет их быстро, но небрежно и некачественно.
В этом случае хорошо действует метод соревнования. Я активирую внимание детей на организационные вопросы :что оденемсначала, потом, что будем одевать в самом конце. Задаю цель конечного результата: «Кто сделает всё правильно, по порядку, тот самый аккуратный». Такие слова действуют на четырёх – пятилетних детей положительно. Увидев конечный результат, я обязательно хвалю всех детей, отмечаю лучших, но так, чтобы не задеть самолюбие других. Конечно, используя один и тот же метод, можно погасить интерес детей. Ведь некоторые из них, как не «подгоняй», по своей природе, медлительные. Задумываюсь о других методах и выбираю игру. Ввожу в игру какого – либо персонажа, который пришёл к нам посмотреть, как дети сложили вещи в своих шкафчиках после прогулки.
В этот момент появляется следующая типичная трудность :
- научившись действиям контроля и проверки качества результата в трудовых процессах, ребёнок активно вмешивается в деятельность сверстника «контролируя» его.
Конечно, такая типичная трудность, решаема. Я направляю её в нужное русло, чтобы использовать для воспитания доброжелательности и формирования навыков взаимопомощи. («Данил, сегодня ты помог Илье правильно сложить вещи в его шкафчик и все вовремя пошли слушать интересную сказку»). Но необходимо следить, чтобы дети не злоупотребляли добротой товарищей. Надо терпеливо и настойчиво формировать навыки по самообслуживанию, например, в индивидуальном порядке. Игровой момент всё ещё присутствует в данной ситуации. После просмотра с персонажем шкафчиков детей, я говорю о том, что все ребята молодцы, так как одобрение, похвала стимулируют ребёнка на более высокий результат. Предлагаю поиграть в игру, которую выберут сами дети.
Анализируя свой опыт работы, сталкиваюсь ещё с одной типичной трудностью :
- ребёнок не умеет взаимодействовать с другими детьми в процессе трудовой деятельности.
Решая эту проблему, пробую коллективное обсуждение. Вместе с детьми проводим беседы – дискуссии на тему «Как поступить?» Выслушиваю мнения, задаю наводящие вопросы, делаю вывод. Подвожу к тому, что нужно быть доброжелательными, уступчивыми, коммуникабельными («Давай, сегодня конструктор в коробку уберёт Вова, а ты проследишь, правильно ли он это сделает».)
Иногда дети вообще отказываются выполнять какие-либо виды самообслуживания, здесь я действую индивидуально. Настраиваю ребёнка на положительную сторону путём особого внимания, похвалы при каждом удобном случае, обращаю внимание всех детей на выполненную работу этого ребёнка, что стимулирует желание ребёнка быть в центре внимания и гордиться этим.
Подводя итоги работы по своему педагогическому опыту, хочется настроить коллег на позитивную волну внедрением задач трудового воспитания, как одним из главных факторов становления личности ребёнка.