Елена Голубниченко
Эффективные методы работы социального педагога по работе с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Перед социальным педагогом по работе с семьей поставлены следующие задачи:
1. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения несовершеннолетних;
2. Восстановление детско- родительских отношений;
3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних;
4. Профилактика пагубных зависимостей несовершеннолетних;
5. Профилактика самовольных уходов.
Публикация «Эффективные методы работы социального педагога по работе с семьей» размещена в разделах
Для реализации поставленных задач используются разнообразные методы и средства работы. Это, конечно, традиционные, которые широко все используют и нетрадиционные, которые требуют апробирования, видения результата на практике и представляющие интерес, как для специалиста, так и клиента. Познакомимся с результативностью работы некоторых эффективных методов.
1. Совместный просмотр видеосюжетов. Этот метод незаменимый союзник родителя при разговоре с подростком, особенно на «тяжелые» темы. Тем более, кино и видеосюжеты — ресурс, позволяющий получить опыт решения проблем, развития кругозора и интеллекта ребенка, познать себя и окружающий мир, научиться понимать свои мысли, чувства, поступки других людей.
При совместном просмотре фильма абсолютно все члены семьи увлекаются процессом, сопереживают героям, попадающим в разные жизненные ситуации, испытывают гордость, когда они справляются с трудностями, радуются, когда герой обретает желаемое, и начинают вспоминать свои переживания, делиться своими впечатлениями об увиденном.
Каким требованиям должен отвечать видеосюжет?
1. Видеосюжет необходимо выбирать по конкретной проблеме.
2. Его лучше использовать как фрагмент на совместном мероприятии для родителей и детей.
3. Он не должен быть продолжительный по времени, но в то же время содержательный и не выходить за рамки обсуждаемой проблемы.
Например, можно использовать видеосюжет о проблемах в воспитании подростков, который станет не только напоминанием о взаимоотношениях, но и выступит как лишний повод поучиться на чужих ошибках. После просмотра, как правило, идет обсуждение сюжета. Подобные видеосюжеты помогают и родителям и детям увидеть себя со стороны, научиться видеть свои проблемы, не закрываться от них, и понимать, что только тогда их решение обязательно найдется. Современному занятому родителю, которому порой так трудно достучаться до ребенка и, тем более, до подростка, и найти способ общения с ним на одном языке, можно взять на вооружение просмотр и обсуждение кино с детьми как эффективный и легкий в повседневной жизни метод воспитания.
2. Метод проблемной ситуации. Это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи. Но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Подобный метод успешно используется как элемент в коррекционном занятии.
Проблемная ситуация в своей структуре имеет не только предметно- содержательную, мотивационную, но и личностную сторону.
Каким образом реализовывать проблемные ситуации в реабилитационном процессе? :
- привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
- поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
- помочь ему в познавательной задаче определить основную проблему и наметить план поиска путей выхода из сложившегося затруднения;
- побудить ребенка к активной поисковой деятельности
- помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Проблемный метод может быть использован в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине него- для решения проблемной ситуации, а может быть организовано проблемное мероприятие, когда используется несколько проблемных форм. При этом педагог не стремится переубедить ребенка и навязать новое знание (в этом принципиальное отличие проблемных ситуаций). Он внимательно выслушивает все возражения. Поощряет самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно -выслушивает все предположения детей, благодарит за активное участие, и постепенно подводит к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?»
3. Видеолекции - представляют собой очень хорошее методическое средство. Его основные преимущества состоят в возможности демонстрировать объективную реальность как достаточно целостную систему.
К непосредственно наблюдаемым результатам такой организации занятий следует отнести активное восприятие теоретического материала, следствием чего является успешное выполнение заданий в ходе занятия.
Можно использовать как целостный фильм, так и фрагментарный. Их отличие заключается в методике построения. Целостный фильм показывается целиком. Во фрагментарном фильме построение таково, что педагог на занятии может демонстрировать отдельные тематические фрагменты, методически увязывая их с соответствующей темой коррекционного занятия. Использование визуального воздействия на сознание подростка открывает перспективы для совершенствования коррекционно- развивающего процесса.
4. Форма устный журнал – информационный метод, который можно использовать как элемент при организации мероприятий для родителей.
Журнал состоит из 3—7 страниц, по длительности каждая занимает от 2- 3 мин. Общая продолжительность составляет не более 15 минут. Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано фотографиями воспитанников на мероприятиях, проводимых в учреждении. Важно, чтобы тема была актуальна для родителей, отвечала их нуждам и помогала решить наиболее важные вопросы воспитания детей. А еще, что очень важно, открыть для родителей потенциал их детей, который сами родители не смогли увидеть в ребенке, а тем более развить.
Вариантов оформления устного журнала много. Так, в одних случаях страницы журнала собираются как бы в переплет и внешне представляют собой форму журнала. На каждой странице четко, крупным шрифтом написано ее название. И педагог, открывая ту или иную страницу, будто перелистывает журнал.
Содержательной является форма презентации устного журнала. Метод используется как фрагмент на мероприятии для родителей с целью привлечения внимания родителей к проблеме воспитания детей, их всестороннего развития, помогает увидеть их скрытые возможности.