Плешанова Инна Викторовна
Эффективные игры по запуску речи для мам
▼ Скачать + Заказать документы
Каждое занятие (лучше после завтрака) вы начинаете с
артикуляционной гимнастики в ходе повседневной жизни или режимных моментов, затем, к примеру, после обеда или на прогулке, выполняете дыхательную гимнастику и упражнения на общую и мелкую моторику. А после дневного сна и полдника – приступаете к речевым играм.
Все сразу выполнять не нужно!) Выполняем все дозированно в
течении всего дня! И у вас должно быть хорошее настроение и желание выполнять все вместе с ребенком! Если оно у вас отсутствует, лучше повременить с работой.
Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова «СКАЖИ И
ПОВТОРИ» хотя бы на первое время!
Просмотр мультфильмов СТРОГО не более 10 мин в день! В идеале-
исключить, а заменить на прослушивание аудиосказок в хорошем исполнении известных актеров (Репка, Теремок, Волк и семеро козлят, Колобок, Потешки) или классику для малышей (Моцарт, Шопен, Вивальди, музыку природы-пение птиц и тд)
1) Артикуляционная гимнастика.
«Окошко». Объявляем, что ротик малыша – это окошко в доме. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
«Вкусное варенье». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
«Качели». Открывает рот круглым окошечком, опускаем высунутый язычок вниз, к подбородку, затем к верхней губе. Упражнение выполняем несколько раз.
Когда язычок утомиться,за забором спать ложиться. (спрятать язычок за зубами, улыбнуться широко и показать сомкнутые зубки («забор»).
2) Игры на мелкую и общую моторику.
Кап-кап, кап-кап! (стучим указательным пальцем одной руки по ладошке другой руки, если ребенок не может за вами повторить, помогаем ему своими ручками!
Капает водичка.
Мы намылим ручки, (трем руки, как будто намыливаем их мылом)
Мы умоем личико. («умываем» ручками лицо)
Ну-ка в зеркальце смотри! (показываем на настоящее зеркало или смотрим в раскрытую перед собой ладошку, как в зеркало)
Кто у нас чистюля? Ты! (указываем на малыша)
3) Игры на развитие речевого выдоха.
«Бабочки». Для этого упражнения потребуется заготовка в виде вырезанных из бумаги бабочек. Сядьте вместе с ребенком за стол, положите перед собой по бабочке и начинайте соревноваться в том, чья улетит дальше. Для этого по очереди дуйте ртом каждый на свою. Упражнение можно выполнять в течение 3-5 минут. Еще можно подвесить ее на ниточку и дуть.
«Катись, карандаш!». Для игры нужны карандаши с гладкой (не ребристой) поверхностью. Ребенок сидит за столом. Взрослый кладет на поверхность стола на расстоянии 20 см от ребенка карандаш. Сначала взрослый показывает, как можно с силой подуть на карандаш. Можно играть, сидя напротив друг друга и перекатывать карандаш с одного конца стола на другой.
4) Игры на запуск речи.
«Поймай муху»: для игры нам понадобятся мухи-игрушки или из бумаги (4-5 штук, сачок (или что-то его заменяющее). Заранее раскладываем мух по комнате, просим малыша найти каждую муху в комнате и поймать сачком. Перед тем как поймать муху, ребенок произносит: «ха» (можно попробовать «му-ха»). Второй вариант игры: можно сделать одну бумажную муху, прикрепить ее на веревку, на палку. Перед ребенком качаем муху на палочке, а малыш пытается прихлопнуть муху руками, произнося слог «ха» («му-ха»).
«Ножницы»: для игры нам понадобятся безопасные детские ножницы и бумага (можно заменить на рисунки с пунктирными линиями и взять карандаш, кукла. Если вы взяли ножницы, то пока малыш режет бумагу проговариваем: «чик-чик». Кукле Маше нужна наша помощь, ей нужно разрезать ткань на кусочки, чтобы сделать из них платья. Если вы взяли рисунки с пунктирными линиями, то берем карандаш, проводим линии и проговариваем «чик-чик».
«Голуби»: для игры нам понадобится птицы, рис или любая другая крупа. Сегодня мы будем кормить с ребенком птиц, для этого мы должны их позвать (зовем по очереди) «гули-гули».
6) Формируем глагольный словарь.
Как только ваш ребенок стал произносить звукоподражания или существительные, сразу начинаем его знакомить с глаголами и вводим их в свободную речь.