Елизавета Матвеева
Эффективные игровые методы и приемы в работе логопеда на этапе автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются основные эффективные игровые подходы к формированию автоматизации звуков у детей. В большинстве случаев, для того чтобы достичь автоматического воспроизведения правильных звуков в слогах и словах, применяют игровые методы, нацеленные на усвоение корректного произношения. Произведен обзор научно-практических сведений, даны авторские выводы.
Ключевые слова: логопед, автоматизация, звук, игра, ребенок.
Публикация «Эффективные игровые методы и приемы в работе логопеда на этапе автоматизации звуков» размещена в разделах
В настоящее время особенно актуальными являются вопросы, связанные с исправлением речевых нарушений, особенно в контексте растущего числа детей, испытывающих проблемы с правильным звукопроизношением. Эффективность коррекции таких нарушений значительно возрастает при раннем обнаружении проблем и организации целенаправленного обучения для устранения первоначальных трудностей с речью. В методологии логопедической коррекции, согласно подходам Л. С. Волковой, выделяется ключевой этап автоматизации произносимых звуков, целью которого является не только обучение ребенка корректному произношению определённого звука, но и обеспечение устойчивости этого умения, начиная с изолированного произношения и заканчивая употреблением в различных речевых структурах, включая слоги, слова и предложения. Во время подготовительного этапа начинается важная работа, направленная на улучшение способностей анализировать звуки, а также на развитие навыков выявления местоположения звуков в словах и выбора слов, содержащих определенные звуки. Для того чтобы звук стал автоматическим в использовании, применяются методы, такие как повторение с опорой на наглядные материалы и самостоятельное именование объектов с помощью изображений, графических обозначений и символов. Этот процесс развивается постепенно, перемещаясь от простых задач к более сложным. Когда речь идет о серьезных нарушениях речи, процесс автоматизации определенных звуков может значительно замедлиться. Детям становится сложно корректно произносить целевой звук, даже в рамках простых слогов и слов, не говоря уже о более сложных фразах. Постоянное повторение того же материала может вызвать усталость у ребенка [1].
Для того чтобы сделать логопедические занятия привлекательными для детей, важно использовать нестандартные методы обучения, включая игры и креативные задания, особенно во время индивидуальной работы по оттачиванию произношения. Это требование становится особенно актуальным, когда рассматривается задача поддержания внимания у детей, которые легко отвлекаются или испытывают трудности с концентрацией из-за нарушений речи. Введение разнообразия в занятия, такое как чередование упражнений на произношение с визуальными и игровыми элементами, помогает улучшить их эффективность. Применение этих подходов не только помогает уменьшить усталость и повысить интерес, но и стимулирует детей к освоению правильного звучания слов. Кроме того, такой метод обучения способствует активизации когнитивных функций, таких как память, внимание, восприятие, и в целом положительно влияет на отношение детей к процессу обучения. Для успешной автоматизации звуков у детей, логопеды должны обогатить свою методику разнообразными игровыми и дидактическими стратегиями, превращая обучение в захватывающую активность. Эффективность обучения значительно возрастает, когда процесс восприятия материала доставляет детям радость, не сводясь к монотонному повторению и заучиванию. Суть в том, чтобы учебный процесс стал для ребёнка игрой, где он активно участвует, а не только пассивно запоминает информацию [2].
Игровые занятия разделены на разные стадии, чтобы помочь в усвоении нового звука. На стадии, когда ребенок учится удерживать звук отдельно от других, логопеды используют различные методы : упражнение "Звуковые пути" предлагает ребенку следовать за линией, одновременно издавая нужный звук; в сенсорной активности "Нажимные звуки" задача ребенка - выдавать звук, касаясь кубика или любого другого сенсорного материала в определенном месте; а также различные упражнение на отдельное произнесение звука (например, ритмические ряды, которые также позволяют проработать слоговую структуру слова). [2]. Использование на занятиях сачка фокусника делают занятия волшебным и запоминающимся. Данный вспомогательный предмет можно использовать на любом этапе автоматизации звука, на групповом занятии и индивидуальном. Сачок фокусника имеет незаметный крючок и один из потайных карманов. Ребёнку предлагается назвать целевой звук или слово, за правильно названную попытку потайной карман открывается, и ребёнок получает алмаз или фигурку.
В сфере логопедии применение интерактивных методик для обучения, корректировки и стимулирования активности у детей становится ключевым. «МЕРСИБО», интернет-портал с образовательно-коррекционным уклоном, зарекомендовал себя как надежный инструмент среди логопедов. Этот ресурс предлагает программы, адаптированные под индивидуальные потребности каждого ребенка, учитывая их возраст, физические и умственные способности. Основные преимущества «МЕРСИБО» включают в себя интересное и полезное времяпрепровождение для детей, направленное на развитие речевых умений, а также возможность для родителей быть в курсе. Платформа предлагает профессиональное наставничество от экспертов в сферах психологии, логопедии и дефектологии для эффективного обучения детей. Она предоставляет возможность специалистам тесно взаимодействовать, обмениваясь уникальными знаниями, методиками и улучшая свои профессиональные качества. Более того, портал обеспечивает безопасную среду для детей, где они могут играть в онлайн-игры. Эти игры, разработанные «МЕРСИБО», тщательно спланированы для того, чтобы дети могли без труда следить за игровым процессом и усваивать его. Это также позволяет учителям наблюдать за игрой и объяснять сложные моменты, облегчая понимание и вовлеченность учеников [3].
Также, применение игрушки балансира в сочетании с целевыми упражнениями на автоматизацию звука, делает процесс интересным и мотивационно эффективным, что способствует устойчивости достигнутых результатов коррекции. Благодаря внедрению межполушарного балансировочного комплекса, процессы адаптации новых звуков в речевой аппарат происходят быстрее, а достигнутые изменения имеют более долгосрочный эффект. Чтобы достичь максимальной эффективности и безопасности при работе с комплексом, необходимо строго следовать инструкциям его использования. Рекомендуется начинать обучение с четырёх лет, придерживаясь правил безопасности и особенностей выполнения упражнений. Это включает в себя корректную установку стоп, колен, таза, плеч и положение всего тела в целом [6].
Игра-ходилка - является одним из древнейших видов настольных развлечений, где основная задача игрока - переместить одну или несколько своих фигурок вдоль заранее определенного пути. Движение фигурок по этому пути зависит от результата броска кубика. Отличительной чертой этих настольных игр является использование изображений на игровом поле, ассоциируемых с определенными звуками. В качестве примеров таких игр можно упомянуть игры с аудиальной составляющей, например, "говорящие змейки", "шумные улитки", а также игры-путешествия по лабиринтам или игры с элементами сказочной нарративы. В отличие от традиционных настольных игр, характерной особенностью логопедических игр является не только необходимость считать шаги для передвижения фишки, но и обязательность устного называния всех иллюстраций, которые встречаются на пути игрока. Этот метод, предполагающий повторение слов с конкретным звуком, способствует эффективной автоматизации произношения [4].
Альбом для интерактивного обучения преобразует процесс изучения, обогащая его за счет взаимодействия с множеством элементов, которые можно перемещать. Вместо монотонного повторения учебного материала, дети активно взаимодействуют с играми на застежках, мобильными частями, различными вкладышами и конвертами, а также играми, предполагающими использование жетонов. Эти элементы обогащают техники и методы, направленные на коррекцию и развитие у детей, предлагая разнообразный и вовлекающий материал. Процесс обучения методически структурирован, начиная с игр, направленных на автоматизацию произношения звуков в слогах в различных позициях, продвигаясь к словам, затем к фразам, и, наконец, завершаясь на предложениях, чистоговорках и рассказах. Этапы автоматизации были тщательно отобраны для всех альбомов, учитывая ключевые стадии обучения [5]. Интересным для ребёнка, данный этап делают также подвижные игры, в виде домашнего боулинга, ручного балансира, игрушечного арбалета. Ребёнок проговаривает чистоговорку с автоматизируемым звуком и выполняет серию движений в зависимости от поставленной цели в игре. Данный процесс эффективно укрепляет нейронную связь, отвечающую за верное произношение звуков, и делает процесс интересным и увлекательным.
Таким образом для достижения автоматического и корректного произношения звуков, часто применяют различные игровые методики. Они находят применение как в индивидуальной, так и в групповой работе, помогая детям весело и эффективно осваивать корректное произношение звуков в слогах и словах. Они не только улучшают фонематическое восприятие, но и играют ключевую роль в процессе автоматизации произношения, делая обучение интересным и увлекательным для детей. К тому же, эти игровые упражнения легко модифицируются, что делает их особенно привлекательными в процессе обучения.
Список литературы
1. Бабаянц, Е. М. Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения у детей с ОНР / Е. М. Бабаянц, Г. В. Разумова // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки : Сборник научных статей / Научный редактор Ю. С. Шацких. Том Часть IV. – Москва : Издательство "Перо", 2019. – С. 50-53.
2. Дубинец, А. С. Игровая технология автоматизации звуков : ее значимость в работе с детьми с общим недоразвитием речи / А. С. Дубинец. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 22-25. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/255/8491/ ( дата обращения: 06.07.2024).
3. Лукьянова, Т. В. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в коррекционной работе по развитию словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Лукьянова // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования : Сборник статей по материалам LXXVI международной научно-практической конференции, Москва, 31 октября 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2023. – С. 14-18.
4. Игры-бродилки в работе логопеда ДОО // URL : https://solncesvet.ru/book_work/19703/ ( дата обращения: 06.07.2024).
5. Использование логопедического интерактивного альбома в условиях внедрения ФОП ДО // URL : https://www.pedopyt.ru/categories/19/articles/3996 ( дата обращения: 06.07.2024).
6. Использование балансира в логопедической работе // URL : https://solncesvet.ru/tv/445649/ ( дата обращения: 04.07.2024).