Надежда Борисова
Консультация для педагогов по взаимодействию с библиотекой
▼ Скачать + Заказать документы
"Организация взаимодействия библиотек и дошкольных образовательных учреждений в процессе развития дошкольников»
Докладчик: Борисова Надежда Евгеньевна методист ГБОУ СОШ №2 с. Обшаровка Приволжского района Самарской области.
Чтобы жить в свободном
демократическом обществе,
необходимо обладать
достаточным уровнем культуры
Д. С. Лихачев
Темочки:
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Домашняя библиотека. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Библиотека, дошкольные учреждения и семья - три важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка в современном мире необходимо их взаимодействие. Детские библиотеки выступают, как главные центры читательского развития детей дошкольного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми. Равноправный диалог ребенка и взрослых их интеллектуальность и духовное партнерство.
Особая роль библиотек раскрывается в непосредственном участии в жизни детского сада, предоставлении разнообразной информации о всех аспектах его жизнедеятельности; в решении комплекса задач по сохранению и поддержанию местных культурных традиций, приобщению членов местного сообщества к культурному наследию; в обеспечении возможностей для их творческого развития, реализации жизненных планов и интересов. Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Кроме этого, детская библиотека - центр семейного воспитания через книгу и чтение. Она всячески способствует привлечению родителей, бабушек и дедушек к совместному чтению с детьми; информирует их о новой педагогической, психологической и иной литературе в помощь воспитанию детей; предоставляет возможность получать необходимую им для общения с ребенком информацию на всех видах носителей. В новых контекстах ФГТ большая роль отводится чтению художественной литературы и дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка в этом направлении. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Важность общественного воспитания в процессе развития детей определяет тесное сотрудничество детского сада и социума в нашем случае это детская библиотека. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.
На дошкольной ступени:
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе включение детей в различные формы сотрудничества;
- воспитание нравственного человека;
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей, библиотекой.
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный перспективный характер.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми
- экскурсии в библиотеку;
- посещение мини-музея ДОУ, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с библиотекой;
- участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы в горнице;
- совместные праздники;
-участие в театрализованной деятельности
- организация кружковой деятельности.
2. Взаимодействие педагогов :
- совместные педагогические советы ДОУ и библиотеки;
- семинары, мастер-классы;
- взаимодействие педагогов и сотрудников библиотеки;
- совместная разработка кружковой деятельности.
3. Работа с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и
сотрудниками библиотеки;
- дискуссионные встречи, педагогические гостиные;
- вечера вопросов и ответов;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- семейные встречи;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и тд.)
Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой мы ожидаем высокое качество образования, его доступности, открытости и привлекательности для детей, их родителей и всего общества, духовно- нравственное развитие в воспитание детей.