Светлана Белышева
Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Для повышения заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками я провожу большую работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ, которую веду по четырем направлениям.
1. Информационно – аналитическое
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начинаю работу с анкетирования «Анкета-знакомство» и «Изучение потребностей родителей». Получив реальную картину, на основе собранных данных, анализирую особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатываю тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Проводилось анкетирование по следующим темам: «Безопасность вашего ребенка», «Удовлетворенность качеством предоставляемых услуг», «О работе нашего ДОУ», «Православный компонент», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге», «Удовлетворены ли родители качеством работы ДОУ». В результате анализа появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Публикация «Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения» размещена в разделах
2. Познавательное направление– это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУпо реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
С этой целью используются активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- совместные экскурсии;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- утренние приветствия;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- телефон Доверия;
В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.
3. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Это направление включает в себя: родительские уголки, папки – передвижки, семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», фотовыставки «Любимые места отдыха моей семьи», «Папа, мама, я - дружная семья»,
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
4. Досуговое направлениев работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В ДОУ проводятся мероприятия в которых активное участие принимают родители наших воспитанников:
- праздники «День знаний», «День Матери», «День защитника Отечества», «Новый год» и др.
- развлечения «Семейные посиделки», «День смеха», «Помни правила движения, как таблицу умножения» и др.
- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»
- совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья»,
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка», «Во что играли наши мамы, бабушки»,
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, педагогами ДОУ разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
На сегодняшний день можно сказать, в нашем ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 70% в оценке результатов.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 90% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам повторной диагностики в группе нет родителей-наблюдателей; на 30% увеличилось число родителей-лидеров; до 67% выросло количество родителей-исполнителей.
Процентный показатель посещаемости группы детьми
Название месяца: сентябрь
Показатель функционирования: 81,8
Название месяца: октябрь
Показатель функционирования: 82,7
Название месяца: ноябрь
Показатель функционирования: 82,2
Название месяца: декабрь
Показатель функционирования: 70,5
Название месяца: январь
Показатель функционирования: 72,8
Название месяца: февраль
Показатель функционирования: 54,4 (карантин)
Название месяца: март
Показатель функционирования: 82,3
Название месяца: апрель
Показатель функционирования: 74,2
Название месяца: май
Показатель функционирования: 82,6
Название месяца: июнь
Показатель функционирования: 83,7
Название месяца: июль
Показатель функционирования: 69,8 (отпуск)
Название месяца: август
Показатель функционирования: 62,8 (отпуск)