Ольга Тюфякова
Эффективные формы партнёрского сотрудничества с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные формы партнёрского сотрудничества с родителями воспитанников, исходя из своего опыта.
Родители и воспитатели – два берега одной реки
Очень важно в начале работы с детьми установить доверительные отношения с родителями, сделать их союзниками и помощниками. Установив с родителями взаимопонимание и единство целей в развитии и воспитании ребенка, мы создаем ему понятную систему координат в социуме, совместно обеспечиваем поддержку и развитие лучших качеств и способностей, которые проявляет ребенок. Все это делает жизнь ребенка стабильной, наполненной впечатлениями, любовью и доверием к окружающему миру. Таким образом, его социальный опыт будет успешным.
Публикация «Эффективные формы партнёрского сотрудничества с родителями воспитанников» размещена в разделах
В настоящее время педагогической практикой накоплено многообразие как традиционных, так и нетрадиционных форм взаимодействия с семьёй. Я бы хотела остановиться на тех формах, которые были полезны и интересны во взаимодействии с родителями воспитанников.
Уже на первом собрании мы обменялись с родителями своими ожиданиями относительно друг друга и детей. При помощи игрового упражнения родители говорили, чего они ждут от воспитателей, и каким хотели бы увидеть ребенка в конце учебного года. В результате в ходе диалога, в ходе которого родители сами пришли к пониманию и решению активного сотрудничества.
Чтобы полно раскрыть содержание деятельности педагога, я использовала такую форму работы как День Дублёра.
По итогам проведения многие родители отметили, что данное мероприятие - это замечательная возможность почувствовать на себе жизнь детского сада, пообщаться с ребенком в необычной для них обстановке, что попробовав себя в роли воспитателя, они получили реальное представление о труде педагога. Выбранная форма работы позволила родителям оценить трудности педагогической деятельности, о чем они высказались в книге отзывов.
Надо сказать, что после дня дублёра родители стали отзывчивее, внимательнее к моим просьбам. Чаще стали задавать вопросы, чем мы сегодня занимались и как справился их ребенок.
Отдавая ребенка в д сад, родители всегда хотят увидеть своего малыша со стороны, убедиться, что он в безопасности, что с ним занимаются, его любят. Такую возможность я предоставила родителям при помощи ежеквартальной газеты группы «Непоседы». В ней рассказывалось об интересных события в жизни группы, о наших достижениях, работала рубрика «Советы специалиста», «Растим ребёнка здоровым», «Поиграем дома», «Первые шедевры». Эта газета стала популярна среди родителей воспитанников, взрослые рассказывали, как используют предложенные игры с детьми дома, отправляли свои фотографии на конкурсы. Эту форму работы с родителями положительно оценили и коллеги.
Познакомившись поближе с родителями, проанализировав анкету «Чем могу быть полезен», я обратилась к конкретным родителям с конкретными просьбами, разъяснив при этом, для чего будет использовано то или иное пособие, выполненное их руками. Так предметно-развивающая среда нашей группы обогатилась ширмой - дом для сюжетно-ролевых игр и игр-драматизации, кухонным уголком с рамкой-окном, в котором меняется изображение, в зависимости от сезона года; сшили занавески для ширмы, для «Салона красоты», а так же для рамки-окна, сшили сумки, портмоне для игры «Магазин»; связали одежду для кукол, продукты питания для игры «Дом», «Кафе», обновили театральный уголок. Так же при поддержке родителей созданы и пополнены портфели игр «Магазин», «ДПС», «Поликлиника», «Салон красоты».
Дети с гордостью рассказывали, что это сделал их родитель, учили сверстников бережно относиться к пособиям, с желанием играли этими пособиями, игрушками. Через эту помощь родителей у детей формировалось понятие активного созидания окружающего пространства. Через рубрику в газете «Непоседы», мы рассказали о пополнении развивающей среды группы пособиями, поблагодарили активных родителей, таким образом, продемонстрировали еще один положительный пример сотрудничества с детским садом.
Приятно отметить, что после этого больше родителей совместно с детьми стали отзываться на акции, такие как «Покормите птиц зимой», «Сдай батарейку - спаси ёжика!», «Старой кукле – новый наряд», «Книжкин переезд», «Украсим цветники». Таким образом, большинство детей, так или иначе, почувствовали себя строителями пространства, в котором они живут.
Постепенно, в ходе род собраний, совместного труда, праздников, коллектив родителей сдружился. Поэтому мое предложение, показать детям сказку ко дню защиты детей силами родителей, было с радостью поддержано взрослыми. 1 июня 6 родителей не просто показали детям сказку «Теремок», а вовлекли их в развивающие игры, по ходу сюжета. Взрослые и дети получили заряд положительных эмоций, дети ярко отреагировали на появление родителей в новых образах.
К сожалению, данную форму работы с родителями мы не смогли сделать традиционными, п. ч возникли ограничения по проведению массовых мероприятий. Всем известные обстоятельства побудили меня искать новые формы – дистанционные. В период самоизоляции, в 2020году, в закрытой группе социальной сети Вк я предложила родителям и детям принять участие в различных дистанционных мероприятиях. Это онлайн фотоконкурсах «Моей семьи счастливые моменты», «Улыбка счастья моего», «В кадре мой питомец», онлайн – фестивале «Парад военной техники», марафон семейных дел «Время с пользой», виртуальном вернисаже «Земля глазами детей», флешмобе «Наследники Победы».
Вернувшись, после самоизоляции, в детский сад, уже вместе с родителями мы стали планировать совместную работу по здоровье сбережению. Дети и родители приняли участие в реализации детского проекта «СХ». Одним из этапов которого были совместные прогулки скандинавской ходьбой в парке и в лесу.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дало положительные результаты:
- на мой взгляд, мне удалось завоевать доверие, взаимопонимание и расположение родителей моих воспитанников. Это можно увидеть в отзывах родителей.
- Психологический климат в детско – родительском коллективе доброжелательный.
- Обогащается развивающая среда группы.
- Регулярно все дети являются участниками, дипломантами, призерами в конкурсах различного уровня (при поддержке родителей в том числе)
- Во всех детско – родительских конкурсах внутри детского сада мы всегда получаем призовые места
- Ежегодно внутренняя оценка качества образования демонстрирует стабильную положительную оценку со стороны родителей воспитанников, в анкетах родители пишут, что доверяют педагогам, отмечают профессионализм воспитателей, их лучшие человеческие качества.
- 75% детей посещают студии дополнительного образования.
- И еще хочу озвучить один показатель эффективности работы с родителями : это своевременная оплата родителей за д сад.
Всей своей работой даю понять родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательном процессе важно не потому, что этого хочу я - воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.