Ульяна Борисова
Эффективные формы организации работы по экономическому воспитанию в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность нашего детского сада еще с 90-х г. предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь нравственного, трудового и экономического воспитания. В 1990 году в нашем детском саду была утверждена тема нашей экспериментальной работы «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста» и была нацелена на:
-интеграцию экономического воспитания во все виды детской деятельности,
-формирование личности ребенка согласно его возможностям и способностям,
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
-создание условий для продуктивной деятельности и усвоения реальных социально-экономических отношений.
В 2003г ДОУ №1 «Туллукчаан» получил статус Республиканской экспериментальной площадки. В том же году был включен в сетевое объединение «ТЕМП» для реализации проекта «Воспитание качеств грамотного потребителя и организатора услуг рыночной экономики» по приглашению научного руководителя проекта Кондратьева Петр Петрович к. п. н., профессора кафедры естественно-технического направления ИРОиПК РС (Я) им. С. Н. Донского II.
В 2015г. МБДОУ ЦРР-д/с №1 «Туллукчаан» году был присвоен статус «Республиканская инновационная площадка» по проекту «Учебно-производственный кластер "Темп".
В 2021г. приказом МОиН РС (Я) подтвержден статус «Республиканская инновационная площадка» по проекту «Образовательная коллаборация школа политехнической культуры «Темп».
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость. Таким образом, экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, воспитывает положительные черты характера.
Процесс экономического воспитания в нашем ДОУ реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает возможность сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности - играм, образовательной деятельности, занятию в кружках, развлечениям, конкурсам, встречам с интересными людьми.
СРЕДА
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию созданы благоприятные, комфортные условия в группах дошкольного учреждения, которые позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через разные виды деятельности: игру, художественно-эстетическую деятельность, труд и т. д. и дает возможность сделать процесс познания интересным, доступным. Обогащению впечатлений способствовала созданная воспитателями игровая экономическая зона : дидактические игры, модель «Семейный бюджет», «Экономическое древо», иллюстрированные альбомы о нумизматике и т. д. Организация игровой экономической зоны предоставила детям возможность действовать самостоятельно, способствовала формированию их познавательной и практической активности, создавала возможности для привлечения родителей к воспитанию ребенка, способного адаптироваться в многообразном мире экономики. Этому способствовала и компетентность педагогов, знакомых с сущностью экономических явлений, с миром экономических взаимоотношений в обществе.
НОД
НОД — это основная форма организации познавательной активности ребенка. Одной из форм познавательно-игровой активности по экономическому воспитанию является интегрированное занятие.
В нашем ДОУ большое внимание уделяется математическому развитию, которое направлено на освоение детьми предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Математика вооружает ребенка средствами рационального познания мира. Счет, измерение, элементарные вычисления — это те способы, которые ребенок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания.
Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. Педагоги стараются, чтобы на занятиях дети не получали «готовые» знания, а сами делали открытия, узнавали что-то новое, ведь именно радость открытия нового формирует у детей познавательную мотивацию, а преодоление интеллектуальных трудностей развивает волевую сферу. Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
ИГРЫ
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Игры с экономическим содержанием используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в режимных моментах.
Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции, дети знакомятся с профессиями, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых. Таким образом, наиболее эффективно усваивают сложные экономические знания.
В играх «Ателье», «Аптека», «Сбербанк», «Сунтаар-Ас», «Мое село», «Почта», «Супермаркет», «АЗС», «Подсобное хозяйство» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.
К сюжетно-ролевым играм вносятся вспомогательные атрибуты, аксессуары (одежда, орудия труда, талоны, карточки и деньги и т. д., которые изготовляют сами дети совместно с воспитателями и родителями.
Моделирование реальных экономических отношений – это :
- создание условий для практического применения полученных знаний и умений;
- расширение представлений детей о конкретных профессиях;
- расширение знаний о взаимоотношениях людей в обществе;
- уточнение понятия о работе и заработной плате.
Наиболее удачными примерами моделирования можно назвать работу нашего магазина «Кыымчаан», детское кафе «Сааскылаана», общесадовские игры «Город мастеров», «Мое село», «Подсобное хозяйство».
Например, игра «Подсобное хозяйство»
Так как мы живем в сельской местности, для нас актуальны такие понятия как сельское хозяйство, труд, содержание скота, знакомим детей с трудом людей на селе.
В игре «Подсобное хозяйство» дети принимают роль фермеров. Они косят сено, убирают, кормят домашний скот, доят коров, сдают молоко, участвуют в процессе переработки, продают молочные продукты,
Таким образом в процессе игровой деятельности дети знакомятся с различными профессиями, орудиями труда, получают очень много полезной информации об особенностях организации труда на селе, о пользе содержании домашнего скота.
Среди разных видов игр особую значимость приобретают дидактические игры экономической направленности. Для повышения интереса детей используем разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т. д.
Нами разработаны такие дидактические игры как: «Ким буолуохха?», «Бэйэни тэринии», «Дьиэ кэргэн бюджета», «Сепке атыылас», «Тугу хаьан табыгастаахтык атыылыахха себуй?», «Сааьылаан уур», «Что можно и нельзя купить», «Что быстрее купят», «Кому что нужно для работы», «Маршрут товаров», «Разные магазины», «Свинка-копилка» и др. играя в такие игры у детей закрепляются и расширяются представления о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дети, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Материалы для игр в основном изготавливают сами воспитатели и родители.
ЧТЕНИЕ ХУД. ЛИТЕРАТУРЫ
Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным помогает художественное чтение. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям. Дети учатся высказывать собственную и принимать чужую позицию, получают значимую информацию о жизни, природе, обществе.
Работу по экономическому воспитанию начали с отбора серии сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания.
Выделили несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :
• Сказки, раскрывающиеся потребности и возможности их удовлетворения (народные сказки «Жадная старуха», «Как коза избушку построила», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» К. И. Чуковский «Телефон»);
• Сказки, отражающие труд людей («Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе», Суорун Омоллоон «Бирээнньик толоонно ууммутэ»);
• Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями : труд, распределение, обмен, производство (К. И. Чуковский «Муха – цокотуха», Г. Х. Андерсен «Огниво», народные сказки «Лиса и козёл», Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михайлов «Как старик корову продавал»);
• Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость (И. Мигалкин «Куоска уонна кутуйах», «Три поросенка», «Кэ5э», Т. Сметанин «Куоскалар уонна саьыл»);
• Сказки о бартере: ( народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена»);
• Сказки о деньгах: (народные сказки «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка» С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»).
ИНСЦЕНИРОВКИ
Одним из форм работы по экономическому воспитанию является приём инсценирования. Прием инсценирования помогает обогатить представления детей о мире экономических явлений, закрепить знание терминов в ситуации поведения сказочных героев.
В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Сказки используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
РАЗВЛЕЧЕНИЯ
Особый интерес у детей и взрослых вызывают развлечения, конкурсы, праздники («Куьунну быйан», «Байанай», «Экономическая азбука», «Город мастеров», «Все работы хороши», «Мир вокруг нас», включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе таких мероприятий обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.
Ярмарки проводятся один два раза в год. Родители активно участвуют в организации ярмарки. Вместе с детьми делают различные поделки из природных и бросовых материалов для выставки. Для продажи готовят заготовки, блюда, вместе с детьми эстетически оформляют упаковку товара, устанавливают цену своего продукта, сочиняют рекламу. Дети старшего возраста могут сами продавать свой товар на ярмарке, тем самым постигают процесс купли-продажи.
В ходе проведения таких мероприятий у детей формируется начальные экономические представления о взаимосвязи понятий труд-продукт-товар-цена-деньги-продажа-доход.
ЭКСКУРСИЯ
Экскурсии – один из основных видов форм организации работы по экономическому воспитанию. В основном проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с разными профессиями и не только. В экскурсии у детей расширяется круг экономических понятий, а полученные ранее знания углубляются.
В последнее время стали популярными виртуальные экскурсии (ВИДЕО).
Всегда дают положительный результат и заинтересовывают детей различные тематические экскурсии, к примеру, в банк, в аптеку, к местам торговли, с целью знакомства с предприятиями, их назначением, с профессиями работников социальной сферы, содержании и значимости их труда, с рекламными вывесками. Во время экскурсии детям дается возможность эмоционального и практического контакта с окружающим миром, получить убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы. Таким образом, экскурсии расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам. Проведенные экскурсии дали возможность закрепить представления детей об истории города, его достопримечательностях, о хозяйственно-экономической жизни родного края.
КРУЖКИ
Экономическое воспитание в ДОУ невозможно представить без продуктивной деятельности, т. к. этот вид деятельности представляет собой большие возможности для формирования основ экономического мышления. Продуктивная деятельность направлена на:
- формирование бережного отношения к окружающему предметному миру, как результату труда человека;
- понимание на доступном уровне взаимосвязи понятий «труд» - «продукт»- «деньги» - «стоимость продукта в зависимости от его качества»;
- воспитание навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия;
- воспитание бережливости, расчетливости, экономности;
- поддержание в детях чувства удовлетворения и радости от проделанной работы.
Свои потребности в творческой деятельности под руководством педагога дети реализовывали в мастерских группы «Делаем сами своими руками», в них особое значение придавалось практической деятельности самих детей: организация ремонта игрушек, подклейка книг, подготовка подарков к празднику, изготовление детских поделок, поздравительных открыток. Это способствовало формированию трудолюбия, находчивости, деловитости, бережливости, организованности детей. Детские работы, выполненные на занятиях кружков «Умелые хозяева», «Вторая жизнь наших вещей», «Сказки из мусора», использовались в постановках кукольного театра, сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, на различных мероприятиях, организованных в группе и музыкальном зале, развивали активность и творчество детей.
Исследовательская деятельность занимает в нашем ДОУ особое место. В группах созданы уголки для исследований и проведения опытов, здесь дети познают мир предметов, узнают об их назначении, строении, материале из которого они изготовлены.
С 2016 г. у нас работает детская лаборатория «Маленький исследователь». Дети знакомятся с различными природными явлениями, учатся наблюдать изменения, делать выводы. Проводят простейшие опыты, учатся пользоваться лабораторным оборудованием, фиксируют полученные результаты в виде картограммы. В ходе исследовательских работ дети знакомятся с различными материалами, их свойствами и качествами, назначением отдельных предметов, их устройством. У ребенка формируется целостное представление о предметном мире, понимание экономической природы окружающих человека вещей.
ТРУД
Формирование деловых качеств личности невозможно без решения задач трудового воспитания детей. Поэтому мы широко используем хозяйственно-бытовой труд («Готовимся к празднику», «Стирка кукольного белья», «Без воды нет чистоты»); труд в природе («Убираем урожай», «Готовим сад к зиме», «Наш уголок природы»); уход за животными, птицами, растениями; ручной труд. Все формы труда способствовали развитию таких качеств личности, которые характеризуют рачительного хозяина: старательность, аккуратность, бережное отношение к своим вещам и общественной собственности, эмоционально-ценностное отношение к труду.
РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями, ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. Проведенное нами анкетирование показало, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики.
Нами выработаны некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников. К ним относятся:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в ДОУ и в семье;
- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (ярмарки, праздники, конкурсы, выставки, мастер-классы);
- участие в создании развивающей среды в группах (изготовлении дидактических игр, атрибутов, лэпбуков и т. д.).
Повышению экономической компетентности родителей в первую очередь способствовали консультации («Экономическое воспитание дошкольников», «Воспитание ответственности», беседы («Воспитание бережливости», «Дети и бизнес», родительские собрания («Роль семьи в экономическом воспитании детей»); круглые столы («Как воспитать помощника», «Участие в жизни детского сада», дискуссии («Профессиональное будущее наших детей», «Реклама и антиреклама детских игрушек»).
Родители являются партнерами детей во время совместных мероприятий, принимают участие в сюжетно-ролевых («Супермаркет», дидактических играх («Экономическое лото», «Счастливый случай», исполняют ведущие роли, помогают детям довести игру до завершения; участвуют в составлении экономических кроссвордов, таблицы «Семейный бюджет»; в изготовлении альбомов по профессиям; оформлении рекламных проспектов; в экскурсиях, в организации встреч с творческими людьми.
Таким образом, вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения позволило обеспечить единство воспитательных воздействий, добиться взаимопонимания и взаимодействия, а также повысить эффективность проведенной работы в экспериментальной группе.
В ходе реализации различных форм работы по экономическому воспитанию наши воспитанники приобретают :
• необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
• экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
• экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).