Бочарова В В
Эффективные формы организации образовательной деятельности дошкольников в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно раccматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта : причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Публикация «Эффективные формы организации образовательной деятельности дошкольников в современных условиях» размещена в разделах
Mетодологическая оcнова иcc ледования: При фоpмировании основ естественно - научных понятий экспериментирование раccматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Мы взяли информационно-практический метод исследования- выращивание на подоконнике бархатцев.
Долгосрочный проект
«Выращиваем бархатцы»
руководитель Бочарова В. В.
Актуальность проекта
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления, через полученный опыт.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, исследовать её, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, и что нужно для того, чтобы эти растения благоухали.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, уход за ними.
Идея проекта: Создание клумбы своими руками.
Вид проекта – познавательно-исследовательский.
Проект – долгосрочный.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как создать улучшенные условия для роста цветов, ухаживать за растениями, привлечь к работе проекта как можно больше детей.
Задачи:
Образовательные :
Познакомить с разнообразием растительного мира, с его значимостью для всего живого на планете. Пользой для человека.
Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.
Дать понятие – комнатные растения и как за ними ухаживать, садовые, луговые.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивать умения и навыки работы с природным материалом.
Развивающие:
Развивать воображение, мышление в процессе исследования природных объектов.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные Любовь и бережное отношение к природе.
Методы проекта: 1. Беседа 2. Развивающие игры 3. Исследования.
Материалы и оборудование: 1. Удобренная почва 2. Семена 3. Вода 4. Контейнеры под рассаду
Участники проекта – дети средней группы, воспитатель.
Этапы проекта:
- подготовительный – подбор почвы, выбор растения.
- исследовательский – посадка в комнатных условиях, создание условий для сравнения, что лучше для выращивание рассады и ухода за ней.
- заключительный – высадка в открытый грунт, уход за растением, выводы и итоги о проделанных исследованиях, сбор созревших семян.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с благоприятными условиями их содержания, будут учиться видеть красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания и умения выращивание растений в комнатных условиях и на клумбе.
3. Сформируется бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
1. На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:
- подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта;
- подобраны дидактические игры природоведческого содержания, направленные на развитие познавательной активности, формирования начал экологической культуры;
- адаптированы и систематизированы подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и исследование живой природы;
- целевые прогулки по территории детского сада;
- беседа о цветах, о их пользе для человека.
- рассматривание фотографий и картинок цветов;
- подготовка контейнеров с землей.
2. Этап – исследовательский. В группе детского сада разбили цветник на подоконнике. Подписали контейнеры с названиями растений (дату посадки и изменения в процессе исследования отмечаем в дневнике исследования). Рассматривание семян цветов (бархатцы). Посадка цветов 5 февраля, первые всходы 12 февраля. Создания условий, для сравнения, что лучше и необходимо для растения. Уход за растениями и полив.
Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах.
Дети создают условия для исследования роста растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы.
Беседы:
«Строение цветка»;
«Какие бывают цветы?»;
«Какие цветы полезны для человека».
Игра на внимание (карточки).
Опытно-экспериментальная деятельность :
«Условия, необходимые для жизни растений»
1.«Вода и растение»
Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений. / после посадке один контейнер не поливают и там семечко не взошло, а потом поливают и оно взошло/
2 «Земля и растение»
Цель: выявить свойства: земля удобренная - растения растут быстрее, а в не удобренной земле - медленее. /Земля, для сравнения, была взята с огорода и с магазина/
3. «Солнце и растение»
Цель: определить роль солнца в жизни растений. /Растение все на солнышке. А одно в темное место и сравнить, как солнышко помогает жизни растению. /
Занятия с детьми: «Посев семян», «Первые всходы».
В получении экологических знаний детей о растениях немалую роль играют дидактические игры:
«Сложи цветок», «Собери цветы в вазу», «Садовник».
В течении всего проекта разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о цветах, рисовали растения которые выросли у детей на окне.
Каждый радовался, что у него это получилось они исследовали и знают, какие условия необходимо создать для роста любого растения.
Бархатцы - об опасности легкость предупреждения,
в бархатцах нет огня красного, только тепла ощущение!
3 ЭТАП - заключительный
Высаживание рассады цветов (бархатцы) на участок в клумбу.
Полив и рыхление почвы.
Исследование как в открытом грунте действует свежий воздух на рост цветов и какой уход за ними необходим на улице.
Сбор семян цветов.
Провести анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Заключение
В результате проведенного исследования дети узнали, что любое растения можно заставить зацвести в любое время года, если создать для этого необходимые условия. Для этого необходимо семена, удобренная земля, солнечное тепло и полив.
Теперь каждый ребенок знает, что чудо можно сотворить своими руками. Только для этого необходимы: тепло и свет, трудолюбие и терпение, знания и желание, и обязательно много, много любви!
От всего нашего коллектива показать свой труд поехала в Абакан на Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» девочка Аня Крысенко, она рассказала всю последовательность как она выращивала свой цветочек, какие исследования она проводила для того, чтобы создать все условия благоприятного роста для растения. Она была награждена дипломом 2 степени.