Ольга Захарова
Эффективность самостоятельной работы учащихся с использованием интерактивных программ на уроках английского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самостоятельной деятельности и самоконтроля.
В настоящее время учеными доказано, что высокая активность учителя с целью передачи учащимся большего количества информации тормозит восприятие учащихся. Учителю необходимо формировать и развивать собственную активность учащихся. Важнейшей задачей является необходимость приобретения учащимися навыков самостоятельной работы.
Темочки:
Отсутствие данных навыков отрицательно сказывается на изучении иностранного языка. Самостоятельная работа не может состоять только из выполнения домашнего задания или контрольной работы, она должна включать все виды самостоятельной деятельности ученика в классе и дома.
Самостоятельная работа имеет внешние признаки (формулировка задания, возможные источники информации, навыки и приемы учебной работы) и внутренние признаки (ранее накопленные опыт и знания, мотивы выполнения работы, навыки мыслительной деятельности). Важно отметить необходимость получения учеником результата в процессе выполнения данной работы, а также возможность проанализировать полученные результаты.
В самостоятельной работе можно выделить несколько видов по организационному признаку: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. При этом задания могут быть дифференцированными и недифференцированными.
Я использую разные виды самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка с использованием интерактивных программ.
Фронтальный вид работы чаще всего проводится на основе мультимедийных программ с использованием интерактивной доски. Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, сидя за партой; затем данное задание выполняется на интерактивной доске и с использованием программы проводится автоматическая проверка: результат виден или озвучен. Возможен и другой вариант работы : ученики по очереди выполняют задание непосредственно на интерактивной доске. Необходимо отметить увлекательность заданий, красочный дизайн и быстроту проверки, что повышает мотивацию учащихся к изучению предмета.
Для фронтальной самостоятельной работы с использованием интерактивной доски можно рекомендовать следующие мультимедийные программы :
• CD-ROM к УМК «Way Ahead», Macmillan, 6 уровней
• CD-ROM к учебному пособию «New Grammar Time», Longman, 5 уровней
• DVD-ROM к УМК «Spotlight. Английский в фокусе», 3-4 классы общеобразовательной школы, издательство «Просвещение»
• программное обеспечение для интерактивной доски к УМК «Английский в фокусе», 2-3 классы общеобразовательной школы, издательство «Просвещение»
• Электронный учебник “Enjoy English”для каждого класса (автор Биболетова М. З.)
Групповая форма работы используется в основном для выполнения мини-проектов. Большой интерес для учащихся представляет создание мультимедийных презентаций в программе PowerPoint и интерактивных презентаций в программе Notebook 10, сопровождающих их монологические высказывания, создание различных творческих заданий и проектов, а также поиск дополнительных материалов к урокам. При таком виде работы каждый ученик может выполнять посильную и интересную для него работу, распределив задания между собой.
Парная и индивидуальная формы работы проводятся на основе интерактивных программ, предназначенных для работы с использованием персональных компьютеров. На этапах формирования и развития умений и навыков целесообразно использовать парную форму работы (по 2 человека за компьютером,а на этапах совершенствования и контроля –индивидуальную. Для индивидуальной работы учитель может планировать одинаковые задания для всех учеников или дифференцированные для каждого учащегося с учетом их индивидуальных способностей и особенностей, а также уровня усвоения учебного материала. Данную работу достаточно легко можно спланировать,используя интерактивные программы, в которых представлено большое количество однотипных упражнений.
Для парной и индивидуальной самостоятельной работы на персональных компьютерах можно рекомендовать следующие интерактивные программы :
• Учебник по английскому языку (Яндекс)
• «Витаминный курс», 5-8 классы, Руссобит
• Видеоуроки английского языка. (Яндкс)
• Онлайн-учебники по английскому языку. (яндекс)
Данные интерактивные обучающие программы включают задания на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков в различных видах речевой деятельности, особенно в грамматике и лексике, аудировании и чтении и могут быть достаточно часто использованы для проведения самостоятельной работы учащихся на разных ее этапах.
Задача учителя: цель организации самостоятельной работы учащихся - своевременное повторение, так как забывание отдельных аспектов учебного материала недопустимо. Если материал забыт, то это уже не повторение, а восстановление. Таким образом, обязательным условием прочного усвоения и активного владения учебным материалом является многократное повторение и возвращение к нему через некоторые промежутки времени. Только при этом условии могут образоваться новые прочные речевые умения и навыки. Большую роль играет такая форма работы, как самостоятельное припоминание частично забытого материала без использования примеров, схем-подсказок и справочного материала. Для данной работы можно использовать разнообразный дополнительный материал, представленный интерактивными программами.
Роль учителя при самостоятельной работе заключается в наблюдении за последовательностью действий учеников и ходом выполнения работы, а также индивидуальном консультировании учеников. Индивидуальное консультирование целесообразно проводить после уроков на дополнительных занятиях. Для этого детей одного класса можно разбить на 2 подгруппы – слабую и сильную. При обнаружении типичных ошибок учителю необходимо давать дополнительные разъяснения для всех учащихся, а также целесообразно выполнять ряд упражнений на усвоение данного аспекта языка. Это тоже можно сделать только после уроков. Перед началом выполнения учащимися данного им задания учителю необходимо провести объяснение этого задания и хода его выполнения. Учащиеся должны четко понимать цель и ход выполнения данной им работы.
Тестирование.
Самостоятельная работа учащихся на основе интерактивных программ включает задания разных видов и разного уровня сложности, направленные не только на формирование, развитие и совершенствование разных видов речевой деятельности, но и на контроль сформированности основных умений и навыков. Во многих программах заложены контрольные задания, выполнив которые невозможно просмотреть правильные ответы и вернуться к выполнению заданий, при этом выполняется автоматическая проверка введенных ответов.
Контрольные задания удобно выполнять в тестовой форме. Использование данного вида контроля приобретает все большее значение в подготовке учащихся к итоговой аттестации. Учить детей выполнять задания в тестовой форме необходимо на протяжении всего обучения в школе.
С точки зрения обучения иностранному языку, тестирование интересно не только своей основной функцией –контролем, но и средством диагностики трудностей языкового материала, а также мерой определения обученности учащихся и способом прогнозирования успешности процесса обучения. Поэтому в настоящее время тестирование находит все более частое применение в повседневной учебной практике.
Формы тестовых заданий: открытая (свободный ответ, закрытая (один из множества, несколько из множества,установление соответствия, установление правильной последовательности.
В тестах необходимо использовать задания со свободно конструируемым ответом,так как выбор правильной формы не всегда указывает на умение применить ее в практике владения языком. Практика тестирования показывает, что ученику легче выбрать правильный ответ из данных, чем сформулировать его самому.
Одним из эффективных типов тестовых задания является клоуз-процедура, которая предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. Данным тестом проверяется общий уровень владения языком.
В практике преподавания иностранного языка можно выделить несколько видов тестовых заданий:
• использование интерактивных программ;
• использование ресурсов Интернета;
• тестирование онлайн;
• тесты, разработанные учителем.
Эффективность использования тестовой методики в самостоятельной работе учащихся включает : частое использование тестов с разными обучающими целями, четкость и краткость формулировок, быстроту выполнения и проверки результатов, анализ ошибок в классе. Современный учитель должен владеть не только техникой проведения тестирования, но и практикой составления тестов. Из практики своей работы хочу отметить, что самыми эффективными тестами, с точки зрения обучения, являются тесты, разработанные учителем с конкретными целями, направленные на контроль или обучение конкретным аспектам учебного материала. Целесообразно проводить текущее и итоговое тестирование по каждой изучаемой теме. Результаты тестирования учитель должен учитывать при дальнейшем планировании и корректировании учебной работы с данной группой учащихся. Интерактивные тесты можно создавать в разных программах и приложениях Microsoft Office.
Таким образом, эффективность использования интерактивных программ и тестов в самостоятельной работе учащихся на уроках английского языка означает :
• быстроту выполнения
• четкость и краткость заданий
• автоматическую проверку
• фронтальную, групповую, парную и индивидуальную форму работы
• дифференцированность заданий
• возможность работы в собственном темпе
• разнообразие видов заданий
• отработка разных видов речевой деятельности
• возможность тестирования
• повышение мотивации к изучению предмета
На современном этапе преподавания иностранного языка в процессе обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы учащихся, эффективность которой повышается при ее организации на основе использования интерактивных программ и тестов.