Елена Козлова
Эффективность применения педагогических технологий для поддержки детской инициативы и развития самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В своей педагогической практике использую разнообразные формы и методы, вызывающие интерес у детей: игры – драматизации; путешествия; интеллектуальные игры: «Умники и умницы»; КВН; помощь другу; создание коллекций, копилок, мини-музеев; организация индивидуальных выставок, проводим «День самоуправления», «Минута славы» (ситуация успеха).
Использую экспериментирование, моделирование, интегрированный подход. Включаю в образовательную деятельность игровые упражнения: «Хорошо – плохо», игры «Наоборот».
Темочки:
Групповые традиции «Утренний круг», «Подведение итогов дня» дают возможность детям планировать предстоящую деятельность, исходя из собственных интересов, выбирать партнеров по общению, деятельности, укреплять дружеские связи, формировать культуру общения, правила поведения в разных ситуациях, умение быть внимательным и доброжелательным по отношению к сверстникам и взрослым.
Я работаю в коррекционной группе с детьми с общим недоразвитием речи. В работе использую методики, позволяющие развивать у детей самостоятельность и инициативность.
Дети имеют возможность работать как в группе, так и самостоятельно. Использую наглядный метод в индивидуальной работе. Предлагаю действие с предметом по схемам, карточкам, что позволяет ребёнку самому поставить цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора умений и знаний, проявлять самостоятельность при решении возникших задач и проблем.
Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большую роль отвожу применению игровых технологий считая их наиболее эффективными. В работе с детьми стараюсь своим поведением, эмоциональным настроем, вызвать положительное отношение к деятельности, поддержать тему игры, подстраиваюсь к индивидуальным особенностям, стараюсь вызвать ответные действия, через активизацию (вопросы, проблемные ситуации). По желанию детей вносятся изменения в правила знакомой игры, вводятся новые герои, дети проявляют своё творчество, учатся договариваться о распределении ролей, о сюжете игры.
Игровые технологии способствуют развитию самостоятельности ребёнка. Я использую дидактические игры, которые позволяют научить ребёнка умению рассуждать, находить причинно -следственные связи, делать умозаключения, принимать самостоятельные решения.
С помощью игровых технологий я развиваю творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приёмов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей, развивается инициативность. Например, на образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры-придумки, игры-фантазирования. Вместе с детьми сочиняем сказки, рисуем иллюстрации к этим сказкам.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями; развивать сплоченность к самостоятельному творчеству, развивает интерес к литературе, театру; формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь; активизирует словарь; способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Предметная среда всех центров оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития инициативности, социализации.
С целью поддержания детской инициативы я регулярно моделируют развивающие ситуации, в которых дошкольники учатся: при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками; совершать выбор и обосновывать его; планировать собственные действия индивидуально или в команде; оценивать результаты своих действий индивидуально и в команде. Стимулируя детскую познавательную активность регулярно предлагаю детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; предлагаю детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; обеспечивают в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия; позволяю детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации; организую обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; строю обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии; помогаю детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; помогаю организовать дискуссию, предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы, в тех случаях, когда детям трудно решить ситуацию.
Поощряю личностные достижения каждого воспитанника, создавая в группе индивидуальную выставку ребенка, создаю в группе теплую атмосферу, через организацию партнерских отношений, учитываю запросы ребенка, способствую формированию положительной самооценки, поощряю любознательность, активность, старание. Оформляю наблюдения за детьми, где родители могут познакомиться с успехами ребенка. Стимулируя развитие творчества, воображения создаю картотеки познавательных игр: ребусы, лабиринты, логические задачки, игры на внимание, которые всегда доступны детям.
Все материалы в группе находятся в свободном доступе, используются в совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности.
Для стимулирования разных видов детской деятельности использую такие методические приемы как:
- презентация новых игр и материалов, в том числе и с участием детей;
- самостоятельное изготовление детьми игр (дети рисуют карточки, изготавливают схемы, рисуют мнемотаблицы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, с использованием бросового и природного материалов);
- при подведении итогов дня обсуждаем, что удалось сделать детям самостоятельно или совместно, какие материалы или предметы им необходимы для удовлетворения познавательных интересов, как их можно изготовить или использовать, а также взаимоотношения детей в процессе планирования работы и ее осуществления. Дети могут свободно высказывать свою точку зрения, мнение, согласовывать и принимать решения.
- продукты совместного творчества детей демонстрируются в группе, в приемной, на демонстрационных стендах детского сада.