Елена Козлова
Эффективность применения педагогических технологий для поддержки детской инициативы и развития самостоятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В своей педагогической практике использую разнообразные формы и методы, вызывающие интерес у детей: игры – драматизации; путешествия; интеллектуальные игры: «Умники и умницы»; КВН; помощь другу; создание коллекций, копилок, мини-музеев; организация индивидуальных выставок, проводим «День самоуправления», «Минута славы» (ситуация успеха).
Использую экспериментирование, моделирование, интегрированный подход. Включаю в образовательную деятельность игровые упражнения: «Хорошо – плохо», игры «Наоборот».
Публикация «Эффективность применения педагогических технологий для поддержки детской инициативы и развития самостоятельности» размещена в разделах
Групповые традиции «Утренний круг», «Подведение итогов дня» дают возможность детям планировать предстоящую деятельность, исходя из собственных интересов, выбирать партнеров по общению, деятельности, укреплять дружеские связи, формировать культуру общения, правила поведения в разных ситуациях, умение быть внимательным и доброжелательным по отношению к сверстникам и взрослым.
Я работаю в коррекционной группе с детьми с общим недоразвитием речи. В работе использую методики, позволяющие развивать у детей самостоятельность и инициативность.
Дети имеют возможность работать как в группе, так и самостоятельно. Использую наглядный метод в индивидуальной работе. Предлагаю действие с предметом по схемам, карточкам, что позволяет ребёнку самому поставить цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора умений и знаний, проявлять самостоятельность при решении возникших задач и проблем.
Опираясь на то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, большую роль отвожу применению игровых технологий считая их наиболее эффективными. В работе с детьми стараюсь своим поведением, эмоциональным настроем, вызвать положительное отношение к деятельности, поддержать тему игры, подстраиваюсь к индивидуальным особенностям, стараюсь вызвать ответные действия, через активизацию (вопросы, проблемные ситуации). По желанию детей вносятся изменения в правила знакомой игры, вводятся новые герои, дети проявляют своё творчество, учатся договариваться о распределении ролей, о сюжете игры.
Игровые технологии способствуют развитию самостоятельности ребёнка. Я использую дидактические игры, которые позволяют научить ребёнка умению рассуждать, находить причинно -следственные связи, делать умозаключения, принимать самостоятельные решения.
С помощью игровых технологий я развиваю творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приёмов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях формирует гибкое, оригинальное мышление у детей, развивается инициативность. Например, на образовательной деятельности по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры-придумки, игры-фантазирования. Вместе с детьми сочиняем сказки, рисуем иллюстрации к этим сказкам.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями; развивать сплоченность к самостоятельному творчеству, развивает интерес к литературе, театру; формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь; активизирует словарь; способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
Предметная среда всех центров оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития инициативности, социализации.
С целью поддержания детской инициативы я регулярно моделируют развивающие ситуации, в которых дошкольники учатся: при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками; совершать выбор и обосновывать его; планировать собственные действия индивидуально или в команде; оценивать результаты своих действий индивидуально и в команде. Стимулируя детскую познавательную активность регулярно предлагаю детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления; предлагаю детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы; обеспечивают в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия; позволяю детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации; организую обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения; строю обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии; помогаю детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях; помогаю организовать дискуссию, предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы, в тех случаях, когда детям трудно решить ситуацию.
Поощряю личностные достижения каждого воспитанника, создавая в группе индивидуальную выставку ребенка, создаю в группе теплую атмосферу, через организацию партнерских отношений, учитываю запросы ребенка, способствую формированию положительной самооценки, поощряю любознательность, активность, старание. Оформляю наблюдения за детьми, где родители могут познакомиться с успехами ребенка. Стимулируя развитие творчества, воображения создаю картотеки познавательных игр: ребусы, лабиринты, логические задачки, игры на внимание, которые всегда доступны детям.
Все материалы в группе находятся в свободном доступе, используются в совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности.
Для стимулирования разных видов детской деятельности использую такие методические приемы как:
- презентация новых игр и материалов, в том числе и с участием детей;
- самостоятельное изготовление детьми игр (дети рисуют карточки, изготавливают схемы, рисуют мнемотаблицы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, с использованием бросового и природного материалов);
- при подведении итогов дня обсуждаем, что удалось сделать детям самостоятельно или совместно, какие материалы или предметы им необходимы для удовлетворения познавательных интересов, как их можно изготовить или использовать, а также взаимоотношения детей в процессе планирования работы и ее осуществления. Дети могут свободно высказывать свою точку зрения, мнение, согласовывать и принимать решения.
- продукты совместного творчества детей демонстрируются в группе, в приемной, на демонстрационных стендах детского сада.