Енбаева Наталья
Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий
▼ Скачать +Заказ
На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах : содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.
Публикация «Эффективность использования образовательных и воспитательных методик и технологий» размещена в разделах
Среди образовательных технологий, традиционно применяемых педагогами нашего детского сада в работе с детьми дошкольного возраста, сохраняют актуальность и эффективность, прежде всего, личностно-ориентированные технологии, содержащие в виде элементов различные виды творческой, исследовательской, поисковой деятельности детей, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Одной из основных задач ДОУ является обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
• приобщение детей к физической культуре;
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья как самостоятельно культивируемой ценности, необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства.
В своей работе используем следующие современные образовательные технологии :
1. здоровьесберегающие технологии;
2. технологии проектной деятельности;
3. технология исследовательской деятельности
4. информационно-коммуникационные технологии;
5. игровая технология
6. технология обучению здоровому образу жизни.
Для физического развития детей используем различные формы организации - физического воспитания :
1. Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
2. Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
3. Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
4. Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
6. Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
7. Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Считаем важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своём теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни. Привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое мироощущение и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
Проводим с детьми беседы и занятия, посвященные здоровому образу жизни, на них дети получают элементарные знания; о теле человека, его органах, профилактике различных заболеваний, безопасности жизни в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, выполнение правил дорожного движения, бережном отношении к своему здоровью.
Одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» - это проектирование. Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей воспитанников.
Активно используем проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, целью которой является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Проектная деятельность - это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме.
Сегодня в науке и практике актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольного образования поисковой деятельности, требующей использования знаний и умений воспитанников в новой для них ситуации, для решения возникающих проблем.
В своей работе педагоги успешно применяют следующие виды проектов:
• исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;
• ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
• информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т. д.);
• творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т. п.).
Используем в своей работе технологию исследовательской деятельности. Цель исследовательской деятельности в ДОУ - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
«Игровые технологии» используют все образовательные учреждения - это достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать симпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Важной особенностью игровых технологий, которые используют в своей работе наши педагоги, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.