Манохина Светлана
Эффективность использования художественной литературы в формировании этики поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы
В представленной научной статье описана эффективность использования художественной литературы в формировании этики поведения детей.
Ключевые слова: художественная литература, дошкольный возраст, нравственные качества личности.
В дошкольном возрасте активно ведется формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения.
Публикация «Эффективность использования художественной литературы в формировании этики поведения детей» размещена в разделах
У детей старшей группы необходимо и активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умения понимать и принимать требования взрослых и установленные нормы поведения, в своих поступках опираться на положительные примеры взрослых, сверстников и примеры из сказок и рассказов.
Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении и различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
В содержание культуры поведения входят : культура деятельности, культура общение, культурно-гигиенические навыки. Культура деятельности проявляется в поведении ребенка, в играх, во время выполнения трудовых поручений, в непосредственной образовательной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок учиться регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и утреннюю гимнастику. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, а также вежливое поведение в быту и общественных местах.
Культура общения предполагает умение не только действовать принятым в обществе образом, но и воздерживаться от неуместных в той или иной обстановке слов, жестов, действий. Ребенка необходимо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда и где такое поведение недопустимо, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим людям.
Культура общения предполагает также культуру речи- наличие у дошкольника достаточного словарного запаса, умение говорить четко и лаконично, используя спокойный тон. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, не перебивая, смотря в глаза.
Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Работа воспитателя по формированию этики поведения должна быть целенаправленной и систематической. И большую роль в формировании этих знаний имеет художественная литература, которая активно воздействует на чувства и разум ребенка, формируя его восприимчивость и эмоциональную отзывчивость, захватывает различные психические процессы: воображение, внимание, чувства, формирует волю и мировоззрение. Недостаточное развитие этих качеств приводит к воспитанию человека, который не чувствует, не переживает, не понимает, а просто следует правилам.
При чтении или прослушивании книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем лучше формируются его представления об окружающей действительности. Правила морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Ребенок становится как бы участником прослушиваемых или читаемых событий.
Отбирая литературу для детей, нужно понимать, что моральное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. К таким произведениям относятся произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, С. А. Есенина и др.
Например, для воспитания у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств педагог использует различные сказки о доброте и нравственном поведении (р. н. с «Хаврошечка», «Кукушка», «Посидим в тишине» С. Капутикян, «Плохо» В. Осеевой).
Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он будет задавать ребенку о прочитанном произведении. Если беседа будет состоять только из назиданий и поручений, она запутает ребенка: нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги. Отвечать на вопросы о произведениях ребенку нужно помогать. Также, нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это может помешать ребенку понять основную суть художественного произведения, снижает впечатления от прочитанного.
Более обстоятельная система вопросов, например, с чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним произошло? и т. д. оправдана в том случае, когда воспитатель целенаправленно занимается развитием памяти, речи детей и обучает их пересказу. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания, воспитания гуманных чувств, ставятся иные вопросы, вызывающие интерес у детей – вопросы о поступках, мотивах поведения героев, об их переживаниях. Эти вопросы направлены на то, чтобы помочь ребенку разобраться в образе, выразить свое отношение к поступку того или иного героя.
Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать и быть похожими на них. Часто герои произведений переживают, что причинили кому-то вред и впоследствии исправляют свою ошибку. Это всегда вызывает у детей эмоциональный отклик. Отрицательные персонажи произведений, как правило, высмеиваются, по ходу повествования они лишаются того, к чему стремились: жадные- теряют богатство, ленивые и грубые- не получают ожидаемой награды. И дети постепенно начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло.
Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное яркое, живое содержание. Это поможет перенести детям в свою жизнь и деятельность полученные этические представления. С этой целью в конце беседы можно задать детям такие вопросы: «О чем ты думал, когда слушал этот рассказ?», «Может быть, что-то такое было и в твоей жизни? Расскажи».
Но воспитателю следует помнить о том, что прямое сопоставление изображенных в художественных произведениях событий, характеров, персонажей с реальными событиями недопустимо, если они оцениваются отрицательно.
Художественное слово вызывает у детей активное и эмоциональное отношение к событию. Ребенок, которого все дети могут посчитать по каким- либо причинам плохим, может не только обидеться или заплакать, у него может появиться озлобленность, агрессивное и негативное отношение к сверстникам и взрослым. Такое прямое соотношение изображенного с реальным возможно только в процессе индивидуальной работы с ребенком. Необходимо, чтобы оценка поступков детей, особенно отрицательная, была выражена спокойно, без раздражения и пренебрежения, лучше всего, в форме шутки.
Таким образом, старший дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования нравственных качеств личности и именно художественная литература является одним из основных средств формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью / Н. В. Алёшина. -М. : Просвещение, 2010.- 184 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб. : Питер, 2011.- 400с.
3. Ветлугина, Н. А. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Г. Н. Пантелеева. - М. : Просвещение, 2009. – 209 с.
4. Гаврилова, Т. П. О воспитание нравственных чувств / Т. П. Гаврилова – М. : Просвещение, 2004. – 117 с.