Масалыкина Елена Васильевна
Эффективность использования художественной литературы в формировании этики поведения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность использования художественной литературы в формировании этики поведение детей.
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств
личности и привычек культурного поведения активно продолжается.
У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчинятся требованиям взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим
персонажем художественным произведений.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Чтение, детская литература
- Темочки
Понятие << культура поведения дошкольника>> можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
В содержании культуры поведения входят : культура деятельности, культура общения, культурного – гигиенические навыки и привычки.
Культура деятельности проявляется в поведении ребенка играх, во время выполнения трудовых поручений, в непосредственно- образовательной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры, утреннюю гимнастику.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестов. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда такое поведение недопустимо, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно в этом же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.
Культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиям гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Работа воспитателя по воспитанию этики оведения должна быть целенаправленной, систематической. При этом надо помнить о доступности сообщаемых ребенку знаний.
Для успешного развития этических представлений детей большую помощь оказывает воспитателю художественная литература.
Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности.
К таким произведениям относится произведения А. С. Пушкин, Л. Н. Толстого, П. П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина.
Например, для воспитания у детей старшего дошкольного возраста гуманных чувств педагог использует сказки << Сестрица Аленушка и братец Иванушка>>, << Кукушка>>, << Хаврошечка>>, <<Плохо>> В. Осеевой,
<< Посидим в тишине >>С. Капутикян и др.
Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задает ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из назиданий и поучений, она только запутает ребенка : назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги. Например, воспитательница, прочитав <<Рассказ о неизвестном герое >> С. Маршака и желая им дать представление о скромности, задает вопрос: << Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?>> - << Потому что он спешил домой, >> - отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и неправильный ответ, отвлек внимание детей от главного в этом произведении. Говорить надо прежде всего о подвиге героя, который рискуя своей жизнью, спасает человека. Нужно спросить у детей, что их больше всего взволновало, и они ответят: как парень, задыхаясь в дыму, шел по карнизу, как весь в синяках крепко держал в руках девочку. А чтобы обратить внимание детей на скромность героя, можно у них спросить: << Почему наш герой так быстро ушел, и почему его искали пожарные, милиция?>>
Ответить на этот вопрос детям надо помочь: парня хотели поблагодарить за его смелый, мужественный поступок, за его подвиг, но он был не только смелым, но и скромным. И подвиг свой он совершил не ради награды, а просто чтобы помочь людям.
Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного.
Более обстоятельная система вопросов, например: с чего начинается сказка? Куда пошел герой? Что с ним произошло и т. п. оправдана в том случае, когда воспитатель занимается специально развитием памяти, речи детей, обучает их пересказыванию. Когда же речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитания гуманных чувств, ставятся иные вопросы, побуждающие у ребят интерес. К поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям.
Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему.
Они должны помочь воспитателю понять душевное состояние ребенка во время чтения, выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное, стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.
Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подрожать им. Часто герои рассказов и сказок переживают от того, что причинили другим вред, мучаются до тех пор, пока не исправят свою вину. Отрицательные герои, как правило высмеиваются, в сказках они лишаются того, к чему упорно стремились: жадные – богатство, ленивые и грубые ожидаемой награды. И постепенно дети начинают понимать, что такое совесть, стыд, в чем выражается зло.
Таким образом, беседы с детьми нужно строить так, чтобы этическое представление приобрело для ребенка определенное, яркое, живое содержание. Это поможет детям перенести полученные этические представления в свою жизнь и деятельность. С этой целью в конце беседы можно задавать детям примерно такие вопросы: << О чем ты думал, когда слушал этот рассказ?>>, << Может быть, что – нибудь похожее было и в твоей жизни? Расскажи. >>
Но воспитатель должен помнить, сто прямое сопоставление изображенных в художественном произведении событий, характеров, персонажей с реальными событиями или детьми недопустимо, если они оцениваются отрицательно.
Художественное слово вызывает у детей активное эмоциональное отношение к событию, ребенок, на которого все дети укажут как на плохого, может не только обидеться или заплакать. У него появляется агрессивность, озлобленность, негативное отношение к товарищам. Такое прямое соотношение изображенного с реальным возможно только в процессе индивидуальной работы с ребенком.
Необходимо, чтобы оценка поступков детей, особенно отрицательная, была выражена спокойно, без раздражения, пренебрежения, лучше в форме шутки.
Литература.
Каптерев П. Ф. Задание семейного воспитания.
Об общественно – нравственном развитии и воспитании детей.
Т. Ц. Сфера, Москва 2005 с. 107
Каптерев П. Ф. Задание семейного воспитания.
О нравственном закаливании.
Т. Ц. Сфера, Москва 2005 с. 136
О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Мозайка - синтез Москва 2015 с. 35