Галина Королёва
Взрослые и дети: искусство взаимоотношений
▼ Скачать +Заказ
Не всё в жизни получается так, как хотелось бы нам, порой обстоятельства оказываются сильнее нас. В минуты неудач нам хочется, чтобы близкие нам люди поняли и поддержали нас, не дали упасть духом. Но почему – то детские ошибки и промахи вызывают у взрослых досаду и раздражение.
Правильные доверительные отношения между детьми и взрослыми – главное условие полноценного развития ребёнка. Если взрослый умеет заметить и оценить всё лучшее, что есть в ребёнке, то он сможет помочь ребёнку поверить в себя и в свои способности.
Публикация «Взрослые и дети: искусство взаимоотношений» размещена в разделах
Ребёнок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо, а поддержать ребёнка, значит, поверить в его возможности и способности. Вербально или невербально взрослый сообщает ребёнку о своём отношении к тому, что с ним происходит.
И сам того не ведая, взрослый может обидеть и оскорбить чувства ребёнка, сказав ему: «Ты мог бы и не пачкаться! Посмотри все дети как дети, а ты вечно…», «Посмотри, как другие дети хорошо всё сделали, разве ты не мог так сделать!» Постоянные упрёки снижают самооценку и уверенность ребёнка, у ребёнка пропадает всякое желание стараться при выполнении заданий.
На поведение ребёнка влияют так же чрезмерные амбиции, повышенные требования со стороны родителей. Ребёнок может отказаться от деятельности или игры, если накануне в ней он потерпел неудачу. Очень часто если ребёнок не может выделиться через что – то хорошее, созидательное, позитивное, начинает вести себя вызывающе агрессивно по отношению к окружающему, проявляет негативизм.
Когда родители начинают чрезмерно опекать ребёнка, так же совершают ошибку, думая, что этим поддерживают его. На самом деле они воспитывают в ребёнке зависимость от взрослого, стимулируют развитие духа соперничества со сверстниками и навязывают ребёнку нереальные завышенные требования и стандарты, что ведёт к возникновению у ребёнка переживаний, что так же мешает правильному развитию личности.
Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребёнка. Это может породить у ребёнка ощущение неполноценности и предвзятости со стороны взрослого. Настоящая поддержка взрослым ребёнка должна основываться на подчёркивании его способностей. Даже если взрослому не нравится поведение ребёнка, он должен чётко ограничить, что ему не нравится лишь поведение и поступок ребёнка, а самого ребёнка взрослый по – прежнему любит и уважает как личность. Ребёнок должен понять, что независимо от его неудач и промахов, его всегда примут и поддержат.
Поддержка оказывается посредством:
- слов;
- высказываний;
- прикосновений;
- деятельности;
- выражения лица.
Психологическую поддержку взрослый может оказать при помощи слов, которые развивают самооценку, правильную оценку своих возможностей. Можно показать своё удовлетворение от каких – нибудь достижений, удач ребёнка или научить его справляться с различными трудностями, предвосхищая события словами: «Ты можешь это сделать! Ты обязательно справишься с этим!». Очень важно создать для ребёнка ситуацию с гарантированным успехом. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах.
Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Не всегда похвала оказывается поддержкой, слишком щедрая похвала может показаться неискренней. Награда обычно даётся за высокие достижения в чём – то.
Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться даже при небольшом прогрессе. Когда взрослый выражает удовольствие от того, что делает ребёнок, это стимулирует продолжать дело или предпринять новые попытки. Он получает удовольствие от самого себя.