Анна Зыкина
Взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми. Особенности общения
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми. Особенности общения.
1. Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым.
В первой половине дошкольного возраста (3—5 лет) складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребенка cо взрослым.
Она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое».
Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы.
Ведущий для этой формы мотив общения - познавательный.
Темочки:
Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве — как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить их сомнения и ответить на их вопросы. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, далекие от окружающей обстановки, общение впервые приобретает внеситуативный характер.
-Главным средством такого общения, естественно, является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации.
-Стремление ребенка к уважению взрослого проявляется в повышенной обидчивости детей.
-Важной для них становится оценка взрослого.
-Ребенка интересуют не только его ситуативные проявления (его внимание, доброжелательность, физическая близость, но и самые различные аспекты его существования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает, есть ли у него дети и пр.). Столь же охотно он рассказывает и о себе самом.
-Характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию.
-Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения.
-Средства общения, то они, как и на предыдущем этапе, остаются речевыми.
2. Ситуативное общение, личностное общение.
-Форма общения – это деятельность общения на определённом этапе её развития. В период с рождения до семи лет существует четыре такие формы:
-Ситуативно-личностное развитие ребёнка со взрослыми охватывает первое полугодие жизни, начиная с момента его рождения. В этот период жизни взрослые обеспечивают и удовлетворяют все первичные органические потребности малыша. Ситуативно-личностное общение является значимым для общего психического развития ребёнка, и составляет ведущую деятельность малыша с рождения до шести месяцев. Общение ребёнка со взрослыми активизируют все эмоциональные функции, формируются перцептивные действия в зрительном, слуховом и других анализаторах. Происходит значительный прогресс когнитивных процессов.
3. Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми черезрешение следующих задач:
1. Создание предметно-развивающей среды.
2. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
3. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
4. Практическое овладение нормами речи.
5. Организовать работу с родителями направленную на формирование правильного познавательно - речевого воспитания в семье.
Одним из важнейших средств развития дошкольников определено создание развивающей среды. Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.
4. Обучение детей общению и взаимодействию с людьми.
1. Научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности.
2. Научить детей быть руководителями в групповой деятельности.
3. Научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями.
4. Научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.
5. Научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения.
6. Научить каждого ребенка быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели, в то же самое время не ущемлять интересов других членов группы.
7. Научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.
8. Научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.