Ибадлаева Лилия
Взаимосвязь школы и семьи в организации досуга младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматривается культурно-досуговая деятельность детей младшего школьного возраста, а также необходимость организации взаимодействия школы и семьи в досуговой сфере.
Ключевые слова: досуг, культурно-досуговая деятельность, взаимодействие семьи и школы.
В современном обществе свободное время и досуг становятся объектами научного интереса как доминирующее пространство для духовного и физического развития современного человека.
Публикация «Взаимосвязь школы и семьи в организации досуга младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Особую социально-культурную проблему составляет организация свободного времени в младшем школьном возрасте, которая является этапом интенсивного личностного развития. Дети относятся к группе населения, которая не имеет соответствующего уровня знаний и навыков рационального и разнообразного использования свободного времени, поэтому их досуг носит стихийный характер. Что может привести к серьёзным социальным проблемам [2].
Досуг младших школьников существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих им психологических особенностей. Досуг детей младшего школьного возраста характеризует стремление к творчеству. Именно в досуге ребенок стремится проявить и раскрыть свои интересы, увлечения, свое «Я». Наиболее популярным среди младших школьников становится организация свободного времени, рассчитанная непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей через творчество [4].
Поэтому особую роль в организации досуга детей младшего школьного возраста играют творческие объединения, содержание деятельности которых максимально приближено к досуговым потребностям детей, отличается открытостью и доступностью для всех детей и создает условия не только для занятий в свободное время, но и для встреч и общения со сверстниками. 146 Культурно-досуговая деятельность является благоприятным условием для формирования у детей младшего школьного возраста фундаментальных человеческих потребностей. С началом школьного образовательного процесса у ребенка изменяется весь жизненный уклад. Именно в младшем школьном, возрасте закладывается основа нравственного поведения, происходит усвоение предлагаемых учителем и родителями моделей поведения, общения, взаимодействия. Досуг в существенной степени важен в процессе формирования характера ребенка, в частности таких качеств, как доброжелательность, инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. Важная роль в формировании гармонично развитой, общественно-активной личности принадлежит воспитанию как специально организованному взаимодействию культурного досуга в семье и школе, направленных на передачу молодому поколению социально - культурного опыта [1, с. 12].
Проблема взаимодействия семьи и школы рассматривается в работах ученых, предполагающих комплексное исследование проблемы взаимодействия семьи и школы в ее взаимосвязи с другими аспектами педагогического процесса, следует отметить работы Н. Ф. Радионовой, Б. И. Мукановой и ряда других исследователей. Для Н. Ф. Радионовой, исследующей взаимодействие, представляет собой целостную систему, охватывающую «совокупность процессов их жизнедеятельности, в которые они включаются и сущностной характеристикой которых являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных действий и взаимных влияний» [6, с. 38].
С позиции деятельностного подхода, разделяемого И. А. Зимней, взаимодействие семьи и школы — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между учителем и родителями, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [3, с. 27]. Следовательно, взаимодействие семьи и школы, есть специфическая форма совместной деятельности субъектов образовательного процесса (в нашем случае — преподавателя и родителей). Задача сделать досугово-воспитательный процесс более эффективным, подлинно обращенным к личности учащегося заставляет со всей остротой поставить вопрос об оптимальной организации взаимодействия школы и семьи в организации воспитания младших школьников посредством досуга.
Н. Н. Светловская обращает внимание на то, чего делать при организации детского досуга нельзя.
1. Нельзя побуждать младших школьников заполнять досуг деятельностью, к которой они, за редчайшим исключением, не готовы по объективным причинам (к «занятиям наукой», «сочинительству» и т. п.). 2
. Нельзя приучать детей к интеллектуальному иждивенчеству, т. е. к присваиванию себе из Интернета результатов чужого труда без ссылок на творца. Это чревато искажением самооценки, а значит, лишением ребенка потребности критически думать прежде всего о себе.
3. Нельзя забывать, что любая внеурочная деятельность — это деятельность для ребенка необязательная, а причины его нежелания ею заниматься — это всегда просчёты учителя, который не умеет или не хочет быть наблюдательным, терпеливым и умным, потому что забывает, что внеурочная деятельность — это труд желанный, любимый, занимаясь которым, ребёнок даёт отдых своей нервной системе, так как полностью отдаётся этому труду и испытывает от затраченных усилий если не радость, то глубокое удовлетворение. А чувство удовлетворения — это основа устойчивости и оптимизма в жизни.
Структура свободного времени школьника (С. А. Шмаков) [7, с. 10] :
дополнительная учеба по личной инициативе, самообразование, общественная деятельность;
потребление ценностей культуры;
научно-техническое творчество;
труд по желанию и оплачиваемая работа, прикладной труд;
художественное самодеятельное творчество;
спорт, туризм и физическая культура;
общение с природой и экологические занятия;
общение по интересам;
любительские занятия;
игры и отдых как «ничегонеделание».
Федеральный государственный образовательный стандарт закрепил направление на преобразование школьной системы. Кроме базового образования, особое значение приобретает образование, реализующееся за счёт внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. Время, отводимое на внеурочную деятельность в начальной школе, составляет 10 часов в месяц [59, с. 24].
Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра видов (направлений) досуговой внеурочной деятельности, форм и способов её организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие. Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для проверки своих сил способностей. ФГОС НОО рекомендует использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики [5, с. 24].
Наиболее сложной задачей в организации внеурочной деятельности является: выяснение продуктивности внеурочной деятельности младших школьников. Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия мероприятиях состязательного характера (соревнование, конкурс, олимпиада и т. п., экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребенка, метод незаконченного предложения (неоконченного тезиса) и др.
удовлетворенность учащихся, их родителей и педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами.
Сравнивая внеурочную деятельность и организованный семейный досуг детей младшего школьного возраста, мы констатируем, что они имеют общую цель – воспитание разносторонне-развитой личности с активной жизненной позицией. При организации внеурочной деятельности детей образовательным учреждением и родителями используются возможности учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта.
Взаимодействие школы и семьи в организации досуга младших школьников показывает, что от правильно поставленных приоритетов родителей в период начальной школы зависит будущее детей. Сколько времени родители посвящают общению с ребёнком, столько направлений ребёнок может увидеть и выбрать самое интересное для себя.
Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеурочное время включает в себя совокупность педагогических методов и методов социально-культурной деятельности, сочетание которых и правильное применение позволяет достичь поставленные воспитательные цели. В начальной школе — происходит включение детей в новые роли в коллектив класса, взаимодействие между детьми, межличностное общение. Общение дает каждому возможность приобщиться к мыслям, чувствам другого человека, проверить справедливость своего мнения, уточнить своё понимание, взглянуть под новым ракурсом на проблему и пр. Это бесконечное взаимное узнавание позволяет все тоньше и глубже узнавать людей и окружающий мир.
Школа становится помощником семье в воспитании младших школьников, именно поэтому важна взаимосвязь родителей и классного руководителя в планировании, организации досуга детей младшего школьного возраста.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., 1980. — С. 12.
2. Ежкова Н. С., Брындикова А. В. Культура досуговой деятельности младших школьников : проблема руководства [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2013. — № 3 (7).
3. Зимняя И. А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / под общ. ред. И. А. Зимней. — М., 2003.
4. Козельская К. А., Шакурова М. В. Педагогические исследования творчества и творческого потенциала: поиск методологических оснований [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. — 2018.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. : Просвещение, 2011. — С. 24. 6. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994. — С. 160. 7. Шмаков С. А. Уроки детского досуга. — М., 1992. — С. 8–13