МААМ-картинки

Взаимосвязь речевого и музыкального воспитания дошкольников

Юлия Храбрых
Взаимосвязь речевого и музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В трудах Льва Семеновича Выготского проблема развития творческих способностей рассматривается как комплексная, объединяющая разные виды искусства: художественную литературу, музыкальное, изобразительное, театральное.

В последние годы проблема развития речи детей становится особенно актуальной, поскольку речь современных детей, по мнению многих педагогов, ученых и практиков, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов-сорняков. Отсутствие полноценного владения речью ведет к потере индивидуальности, эмоциональности и миропонимания.

Публикация «Взаимосвязь речевого и музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах

На необходимость использования в воспитании детей музыки, художественного слова, творчества обращали внимание и психологи, и педагоги. Так, Василий Александрович Сухомлинский отметил: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки…. Без этого он засушенный цветок».

Речевое развитие дошкольников происходит в разных видах деятельности, в том числе, и музыкальной, когда музыка не просто сопровождает речь, а является ее руководящим началом. В отечественной методике накоплен богатый материал, характеризующий взаимосвязь музыкального и речевого воспитания - работы Александры Владимировны Кенеман, Натальи Александровны Ветлугиной, Ольги Петровны Радыновой. Прежде всего, они касаются речевого развития дошкольников в разных видах музыкальной деятельности - слушании музыки, пении, ритмических движениях, музыкальных играх. В нашем исследовании предпринята попытка определения педагогических условий развития речи старших дошкольников в процессе музыкального воспитания во взаимосвязи с развитием творчества детей. Опираясь на личной опыт работы в качестве музыкального руководителя, нами проведен анализ потенциальных возможностей использования разных видов музыкальной деятельности в целях речевого развития детей.

Прежде всего, следует отметить, что Л. С. Выготский обращал внимание на непосредственную связь развития творческих способностей с эмоциональной сферой.

Ведущим видом музыкальной деятельности является слушание музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно оценивает ее. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций, без осознания того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее прочувствовать и познать. На взаимосвязь восприятия музыки и слова обращал внимание Василий Александрович Сухомлинский: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке». Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, способствующий развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного, развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение, ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ребенка; помогает понять ритмический строй языка. Дети могут сочинять свои стихи на услышанную мелодию и наоборот. Песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах.

Музыкально-дидактические упражнения и задания, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, оказывают косвенное воздействие на развитие речевой окраски (просодики). Кроме того, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

К наиболее распространенным видам музыкально - ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения. Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем речевого и музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Опыт показывает, что музыкальные игры имеют большое значение в развитии речи и творческих способностей. С их помощью в интересной и непринужденной форме успешно решаются стоящие перед педагогом задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные, с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально- игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом. Для ребят с проблемами в речевом развитии такие игры представляют определенную трудность, в то же время, именно они оказывают большое воспитательное и коррекционное воздействие. При этом, чем больше внимания уделяется личностному развитию каждого ребенка и совершенствованию его эмоционально-волевой сферы, тем легче сюжетные игры входят в их жизнь. Игры со словом, обладающие четким ритмом, динамикой, эмоциональной насыщенностью, побуждают ребенка к действию. Большая роль в работе по развитию речи принадлежит подвижной игре, особенно созданной на основе поэтического текста (народной, детской поэзии). Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. В подвижной речевой игре со словом дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают мягкость и выразительность языка. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность (если любую знакомую детям потешку «произнести» слогами, например: па-па-па, та-та, придавая им определенную интонационную окраску и ритм, то многие сразу поймут, о какой потешке идет речь, голосовые возможности детей (потешка произносится то с низким, то с высоким звучанием, координацию движений со словом. Неоценимую помощь в работе над развитием речи могут оказать творческие задания. Дети не только придумывают слова к уже существующей мелодии, но и пытаются их рифмовать.

Таким образом, разные виды музыкальной деятельности предоставляют большие возможности для развития речи и одновременно – творческого воображения! детей. Эффективность проведения такой работы в значительной мере определяется качеством научно-методического сопровождения этого процесса и профессионализмом педагога.

Публикации по теме:

Презентация «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя с воспитателями и родителями» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свою творческую презентацию о взаимосвязи в работе музыкального руководителя с воспитателями.

Национально-региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольниковНационально-региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников Часто мы оцениваем чужую культуру со своих позиций. Между тем у каждого народа есть свои законы, свои нормы и правила поведения. Чтобы понять.

Обобщение опыта «Практическое применение средств музыкального фольклора в процессе музыкального развития дошкольников» Обобщение педагогического опыта. Практическое применение средств музыкального фольклора в процессе муз. развития дошкольников. Приобщение.

Отчет по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Речь – имеет в жизни огромное значение. За время работы в детском саду наблюдения показали, что у детей довольно часто встречается задержка.

План по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование.

Региональный компонент в содержании музыкального воспитания дошкольников Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим – Хоть новому принадлежим. В. Шефнер Необходимость внедрения.

Трудовое воспитание дошкольников: взаимосвязь игры и труда Cообщение «Трудовое воспитание дошкольников: взаимосвязь игры и труда». Трудовое воспитание подрастающего поколения всегда оставалось одной.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития ребёнка-дошкольника Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н. А. Метлов возлагал большие надежды на его.

Взаимосвязь физического и психического здоровья дошкольников Консультация для педагогов: «Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка» «Здоровье – это состояние наибольшего физического,.

Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции нарушений речи дошкольников Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Наши дети выросли и им скоро идти в школу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимосвязь речевого и музыкального воспитания дошкольников
Опубликовано: 22 марта 2018 в 09:55
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимосвязь речевого и музыкального воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Храбрых (УИ 602488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД