Юлия Храбрых
Взаимосвязь речевого и музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В трудах Льва Семеновича Выготского проблема развития творческих способностей рассматривается как комплексная, объединяющая разные виды искусства: художественную литературу, музыкальное, изобразительное, театральное.
В последние годы проблема развития речи детей становится особенно актуальной, поскольку речь современных детей, по мнению многих педагогов, ученых и практиков, бедна и невыразительна, в ней много шаблонных выражений и слов-сорняков. Отсутствие полноценного владения речью ведет к потере индивидуальности, эмоциональности и миропонимания.
Публикация «Взаимосвязь речевого и музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На необходимость использования в воспитании детей музыки, художественного слова, творчества обращали внимание и психологи, и педагоги. Так, Василий Александрович Сухомлинский отметил: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки…. Без этого он засушенный цветок».
Речевое развитие дошкольников происходит в разных видах деятельности, в том числе, и музыкальной, когда музыка не просто сопровождает речь, а является ее руководящим началом. В отечественной методике накоплен богатый материал, характеризующий взаимосвязь музыкального и речевого воспитания - работы Александры Владимировны Кенеман, Натальи Александровны Ветлугиной, Ольги Петровны Радыновой. Прежде всего, они касаются речевого развития дошкольников в разных видах музыкальной деятельности - слушании музыки, пении, ритмических движениях, музыкальных играх. В нашем исследовании предпринята попытка определения педагогических условий развития речи старших дошкольников в процессе музыкального воспитания во взаимосвязи с развитием творчества детей. Опираясь на личной опыт работы в качестве музыкального руководителя, нами проведен анализ потенциальных возможностей использования разных видов музыкальной деятельности в целях речевого развития детей.
Прежде всего, следует отметить, что Л. С. Выготский обращал внимание на непосредственную связь развития творческих способностей с эмоциональной сферой.
Ведущим видом музыкальной деятельности является слушание музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно оценивает ее. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций, без осознания того, что в нем выражено. Но, если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, он способен глубже ее прочувствовать и познать. На взаимосвязь восприятия музыки и слова обращал внимание Василий Александрович Сухомлинский: «Слово должно настроить чуткие струны сердца… Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке». Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.
Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности детей, способствующий развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение); нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного, развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение, ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).
Песни обеспечивают обучение хорошим языковым моделям, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ребенка; помогает понять ритмический строй языка. Дети могут сочинять свои стихи на услышанную мелодию и наоборот. Песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах.
Музыкально-дидактические упражнения и задания, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, оказывают косвенное воздействие на развитие речевой окраски (просодики). Кроме того, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.
К наиболее распространенным видам музыкально - ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения. Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем речевого и музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.
Опыт показывает, что музыкальные игры имеют большое значение в развитии речи и творческих способностей. С их помощью в интересной и непринужденной форме успешно решаются стоящие перед педагогом задачи. В музыкальном воспитании чаще всего используют игры инструментальные (сюжетные и несюжетные, с пением, словом, а также музыкально-дидактические. Сюжетные инструментальные игры отличаются яркими музыкально- игровыми образами. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими лицами. Все это заставляет детей реагировать эмоционально и действовать творчески, в соответствии с развивающимся сюжетом. Для ребят с проблемами в речевом развитии такие игры представляют определенную трудность, в то же время, именно они оказывают большое воспитательное и коррекционное воздействие. При этом, чем больше внимания уделяется личностному развитию каждого ребенка и совершенствованию его эмоционально-волевой сферы, тем легче сюжетные игры входят в их жизнь. Игры со словом, обладающие четким ритмом, динамикой, эмоциональной насыщенностью, побуждают ребенка к действию. Большая роль в работе по развитию речи принадлежит подвижной игре, особенно созданной на основе поэтического текста (народной, детской поэзии). Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями, выполняемыми под стихотворный текст. В подвижной речевой игре со словом дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность речи, познают мягкость и выразительность языка. Игры со словом развивают речь, расширяют кругозор, улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают чувство ритма, интонационный и поэтический слух, музыкальность (если любую знакомую детям потешку «произнести» слогами, например: па-па-па, та-та, придавая им определенную интонационную окраску и ритм, то многие сразу поймут, о какой потешке идет речь, голосовые возможности детей (потешка произносится то с низким, то с высоким звучанием, координацию движений со словом. Неоценимую помощь в работе над развитием речи могут оказать творческие задания. Дети не только придумывают слова к уже существующей мелодии, но и пытаются их рифмовать.
Таким образом, разные виды музыкальной деятельности предоставляют большие возможности для развития речи и одновременно – творческого воображения! детей. Эффективность проведения такой работы в значительной мере определяется качеством научно-методического сопровождения этого процесса и профессионализмом педагога.