Елена Брежнева
Консультация «Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики
у детей дошкольного возраста
Брежнева Е. А.
воспитатель высшей категории
МАДОУ «ДС № 476 г. Челябинска»
Калининский район
На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались различныеручные жесты - указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека важное значение, то обе эти функции получили свое развитие и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движением пальцев рук и области, "отвечающие" за движение органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) "тревожат" и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности.
Публикация «Консультация „Взаимосвязь развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ребенок дошкольного возраста может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти ему в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного "хода" руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. Положительную роль этих умений трудно переоценить- ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом тетрадный лист.
Анализ литературы позволил выявить нам, развитие мелкой моторики находится в тесной связи с речевым развитием
"Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческих мыслей".Это совершенно справедливо,ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Как писал физиолог И. И. Павлов:"Руки дают человеку голову,затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.
Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.
Один из ведущих скандинавских исследователей письма Нильс Севик выделяет шесть групп факторов - умений и навыков, влияющих на успешность актов письма и навыков мелкой моторики.
1. Ловкость пальцев;
2. Выполнение прицельных движений;
3. Психомоторная устойчивость;
4. Зрительно - моторная координация;
5. Зрительное восприятие формы и изображений;
6. Интеллект.
В вопросах подготовки ребенка к школе вообще и к овладению письмом в частности, нет, и не может быть мелочей. То, что представляется не важным или не существенным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьезной проблемой.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте со вторым воспитателем, логопедом, родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.
Исходя из этого, была определена цель работы:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста, через различные виды деятельности (в частности через работу с бисером)
В своей работе поставлены следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза. гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений мною было использованы разные методы и приемы работы:
1. Пальчиковый игротренинг :
-массаж кистей рук
-пальчиковая гимнастика, физкультминутки
-пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
-пальчиковый театр
-театр теней
2. Использование элементов ТРИЗ:
-лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
-нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
-конструирование : из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
-различные виды аппликаций
3. Развитие графической моторики :
-рисование по трафаретам
-штриховка
-дорисовка (по принципу симметрии)
-лабиринты
-графические диктанты
4. Дидактические игры:
-шнуровка М. Монтессори
-игры с мелкими предметами
-пазлы, мозаика
Но помимо всех игр и упражнений моторная ловкость может эффективно развиваться в различных видах ручных ремесел. Известно, что увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам. Появившийся у девочек интерес к модным фенечкам и мое увлечение бисероплетением подтолкнули выбрать направление кружковой работы, такой вид рукоделия, как плетение из бисера.
По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превратиться в веселую игрушку,нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно и полезно для маленьких и неумелых рук. В работе с бисером вырабатывается особая точность и координация движений кисти и пальцев, что стимулирует речевое развитие детей. Кроме того, занятия с бисером:
• способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
• знакомят с особенностями художественного языка;
• развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,
• развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,
• способствуют обогащению словаря
Хотелось бы обратить внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи, а главное, поделка из бисера даже в неумелых руках всегда выглядит ярко, эффектно. Рассматривая цветы, бусы, браслеты, сплетённые из бисера, пасхальные яйца, украшенные бисером, дети загорелись желанием сплести такие украшения куклам, себе, а на 8-е Марта подарить цветы из бисера маме.
Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды.
В группе выделили и оформили уголок “Мастерилка”, где расположили весь необходимый материал и инструменты:
• бисер,
• бусины, разнообразные по форме, цвету, материалу.
• стеклярус
• проволока медная гибкая (диаметр – 0,28 – 0,32 мм)
• гофрированная бумага и флористическая лента для декорирования стеблей.
• клей ПВА
• ножницы
• леска разной толщины
Совместно с родителями собрали мини-библиотечку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы изготовления. Оформили картотеку схем для детей и для педагогов.
Таким образом, чтобы результат был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.