Лучший педагог года

Консультация «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи»

Прасолова Татьяна
Консультация «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Публикация «Консультация „Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи“» размещена в разделах

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Наблюдается также следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У детей, имеющих диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также недостаточная подвижность пальцев рук, т. к. это тесно связано с речевой функцией.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат.

С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Работа по коррекции мелкой моторики начинается с простейших, всем известных упражнений: «коза рогатая», «зайчик», «кольцо». Постепенно переходят к пальчиковым играм. Они очень эмоциональные, способствуют развитию речи, творческой деятельности. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития в мелкой моторике рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу. Детям очень нравится выполнять упражнения с различными предметами. Можно использовать любой материал (каштаны, шишки, орехи, колючие мячики и мочалки, бельевые прищепки, пуговицы, любые мелкие предметы)

Некоторые упражнения с использованием нестандартного оборудования:

Упр-е «Горох и фасоль» (на дне сухого бассейна – горох/фасоль и игрушки из киндерсюрпризов. Дети находят игрушки в сухом бассейне)

В ведре не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.

Упр-е с колючими мячами (дети катают мяч между ладонями, проговаривая)

У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник, нас уколет можжевельник.

Упр-е с мочалкой (гладят ладошками по поверхности мочалки)

Гладь мои ладошки еж, ты колючий, ну и что ж,

Мы хотим тебя погладить, мы хотим с тобой поладить.

Упр- «Каштаны» (держат 2 каштана в кулачке и перекатывают их)

Каштаны в ладошке я крепко держу, каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке, они убегают как мышки от кошки.

Упр-е «Пальцеход» («ходит» указ и средн пальцами по дорожке с пришитыми пуговицами)

Ходит цапля по болоту на прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там взять еду своим птенцам.

Упр-е «Комканье платка» (вбираем носовой платок, используя пальцы одной руки)

У меня живет проглот, весь платок он скушал, вот!

Сразу стало у проглота брюхо как у бегемота!

Упр-е со счетными палочками (пара одноименных пальцев на обеих руках берет по одной палочке на каждую строчку)

Очень длинный клюв у цапли (2-й – 2-й,

Вы длинней найдете вряд ли (3-й – 3-й,

Клювом мерятся пришли (4-й – 4-й)

Аисты и журавли (5-й – 5-й).

Упр-е «Узловка» (проходят пальчиками по узлам)

Лезет, лезет альпинист, в этом деле он артист.

По скале и по веревке он наверх залезет ловко!

Упр-е с пробками (идут пальцами, обутыми в пробки)

Крышки пальчики обули, смело в них вперед шагнули.

И пошли по переулку на веселую прогулку (смена рук).

Пальцы словно балеринки, но обутые в ботинки.

Каждый пальчик будто ножка, только шаркает немножко.

Упр-е с эспандером-кольцом (сжимают кольцо и говорят)

Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.

Станут пальчики сильней, а головушка умней.

Упр-е с мячиками

Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда.

Упр-е с крупными бигуди (катают колючие бигуди)

Трудно ролик мне вести прямо по дорожке,

Так и хочется ему спрятаться в ладошке.

(катают бигуди между ладонями, потом прячут в ладонях).

Упр-е с прищепками (бельевыми прищепками прищемляем ногтевые фаланги пальцев)

Сильно кусает котенок-глупыш! Он думает, что это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Упр-е с бусами (перебираем бусы)

Дома я одна скучала, бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.

Упр-е с карандашом

Крутим мы с трудом давно это толстое бревно.

Вы ошиблись, это наш тонкий, легкий карандаш.

Массаж с помощью зубной щетки

Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей, пальчики-удальчики. (растирают щеткой подушечки пальчиков)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя 5-10 минут ежедневно.

"Сидит белка. "

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

"Дом и ворота"

На поляне дом стоит ("дом",

Ну а к дому путь закрыт ("ворота").

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу,

В этот домик приглашаем ("дом").

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т. д.

"Человечек"

указательный и средний пальцы "бегают" по столу;

те же движения производить пальцами левой руки;

те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");

"Коза"

вытянуть указательный палец и мизинец правой руки;

то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Очки"

образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их;

"Зайчик"

вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца;

то же упражнение выполнить пальцами левой руки;

то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук;

"Деревья"

поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы;

"Птички летят"

пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз;

"Сгибание-разгибание пальцев"

поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца;

выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца;

выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки; согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки;

Развитию ручной моторики способствуют также :

Занятия с пластилином, глиной, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;

Нанизывание бус, бисероплетение;

Выкладывание из спичек рисунков, букв, складывание колодцев;

Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы;

Рисование по трафарету букв, геометрических фигур, штриховка;

Рисование по точкам, пунктирным линиям;

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

Упражнение "Сорока-белобока"

Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

Интенсивное растирание каждого пальца

Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон

При ежедневном выполнении подобных упражнений у детей активизируются психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширяется словарный запас, а также развиваются важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности, что очень важно в школьной жизни.

Важно, чтобы работа по развитию движения рук проводилась регулярно. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускать скуки и переутомления.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики» Консультация для родителей «Дидактический игры по развитию речи и мелкой моторики» Выполнила: педагог Агаева. И. Ш Речь - одна.

Консультация для родителей «Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук» «Развитие речи детей через мелкую моторику рук» Цель: повышение уровня компетентности воспитателей и родителей в вопросах развития речи.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи Тема. Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи. На развитие мозга особое влияние имеет движение.

Отчет по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Речь – имеет в жизни огромное значение. За время работы в детском саду наблюдения показали, что у детей довольно часто встречается задержка.

План по самообразованию «Взаимосвязь развития мелкой моторики, речи и мышления у дошкольников» за 2015–2016 учебный год Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» Актуальность Изучая данную тему по самообразованию очевидно, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации.

Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции нарушений речи дошкольников Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Наши дети выросли и им скоро идти в школу.

Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речевой функции детей Как приятно родителям, когда у их ребенка умелые пальчики: ловко держат карандаш, завязывают волшебные узелки и бантики, аккуратно рисуют,.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в норме и у старших дошкольников с ОНР III уровня Проблема развития моторики и связной речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики в связи с увеличением количества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи»
Опубликовано: 5 ноября 2017 в 12:37
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Прасолова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД