Марина
Взаимосвязь музыки и художественного искусства для формирования художественно-эстетической культуры.
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования строятся с учетом принципа интеграции образовательных областей.
В дошкольной педагогике накоплен теоретический и практический опыт по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций интегрированного подходов (Н. А. Ветлугина).
Современная педагогическая наука определят интеграцию, как более глубокую форму взаимопроникновения различных образовательных областей и призывает охватывать все виды деятельности дошкольников. Обращение к проблеме музыкально-эстетического воспитания дошкольников актуально в педагогической интеграции в целом. Интеграция – это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования. Интегрированное воспитание направлено на развитие творческого мышления и фантазии воспитанников, на формирование умения обобщать информацию и знания, на решение конкретной проблемы, на воспитание стремления творчески выражать себя в какой-либо деятельности.
Публикация «Взаимосвязь музыки и художественного искусства для формирования художественно-эстетической культуры,» размещена в разделах
Т. С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности, при этом автор подчеркивает, что «. в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами» .
(А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская выделили ряд актуальных задач для музыкального воспитания и развития детей, связанных с разработкой новых подходов и педагогических технологий. Авторы выделяют задачу интеграции разных видов искусств в процессе музыкально-творческого воспитания дошкольников, естественное и закономерное объединение звука, слова.) Интеграция ОО (Это) предполагает связь музыки, движения и речи, где музыка не звучит «сама по себе», а каждый принимает участие в процессе для создания музыки. Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части.
В связи с этим, главной задачей музыкально-эстетического воспитания является вхождение ребёнка в мир музыки, изобразительного искусства, литературы, театра, танца, включая искусство в повседневную жизнь детей, создавая условия для детского творчества По определению Я. А. Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способностей и дарований человека.
Искусство наиболее полноценно обогащает эмоционально-чувственную область ребенка. Так, для развития слуха используется музыка. Искусство театра формирует у детей навыки коммуникации друг с другом и с взрослыми, способствует более безболезненной адаптации в социуме. Литература и поэзия обогащают речь и развивают литературный язык. Для развития зрения, различения оттенков необходимо изобразительное искусство. Танец развивает пластичность, свободное владение телом.
Дети дошкольного возраста не имеют в своём жизненном опыте ни научности, ни идеологии, ни морали, осваивают и воспроизводят действительность через свою детскую систему образов. При этом дети широко используют систему изобразительно-выразительных средств в разных видах деятельности:
-в речевой деятельности средством выразительности является слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры);
-в театрализованной деятельности (интонация, голос, жесты, мимика, движения);
-в музыке - мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др. ;
-в изобразительной деятельности (форма, линия, штрих, цвет, композиция).
Например, образ ручейка дети передают языками разных искусств одновременно :
- изображают цветом, линиями, формой, используют всевозможный материал (бумага, ткань, дерево, песок, глина и т. д.);
- подбирают соответствующий звук, используя звучащие материалы или музыкальные инструменты (шуршание бумаги, ореховых скорлупок,, звуки металлофона, треугольника, колокольчика и т. д.);
-изображают образ в пластических импровизациях, используя различные предметы (султанчики, ленты, газовые платки, шарфы, разрезанные на по-лоски полиэтиленовые пакеты, гафрированную бумагу, новогодний дождь из фольги).
Таким образом складывается интеграция Образовательных областей:
-«Музыка»
-«Художественное творчество»;
-«Коммуникация» ;
Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса, исходя из задач и возможностей детей. Взаимодействие ребенка с миром звуков, произведений искусства, красотой окружающего мира, отражение впечатлений от этого взаимодействия в рисунке, танце, фантазиях - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой. Отразить этот опыт необходимо и возможно в различных видах индивидуального или совместного с взрослым творчества. Мы предлагаем следующие формы работы с детьми по интеграции Образовательных Областей для музыкально-эстетического развития до-школьников.
Список литературы:
1. Гогоберидзе, А. Г. Музыкальное воспитание и развитие ребё нка в детском саду: современный взгляд на проблему [Текст] / А. Г. Гогоберид-зе, В. А. Деркунская // Детский сад от А до Я. – 2010. №3. – С. 4-14.
2. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества [Текст] / Т. С. Комарова. – М. : Мнемозина, 1995. – 160 с.
3Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М. : Карапуз, 2009, 288 с.
4. Приказ Министерство образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. N 2151
«Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
5. Реализация Приказа Министерства образования и науки РФ от 23ноября 2009г. № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» .
6. Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и муз. руководителя [Текст]/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1985. 207 с.