Ольга костик
Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей
Воспитание, обучение, образование — базовые педагогические процессы. Их трактовка различается в соответствии с тем, понимаются эти процессы как формирование или как развитие. Чем же они отличаются? Сформировать — придать определенную, нужную форму, т. е. привнести извне. Механизмы формирования включают осознанное (или неосознанное, стихийное) воздействие на ребенка с помощью факторов и средств, не определявших вначале его естественного хода развития. Развитие — разворачивание вовне изначально присутствующих в структуре человеческого существа свойств в соответствии с естественными закономерностями их роста. Нельзя развивать то, чего пока нет внутри, что не стало компонентом структуры человеческого существа. Традиция понимания воспитания как воздействия на ребенка себя изживает. А. С. Макаренко в «Книге для родителей» дал блестящую по своей ироничности иллюстрацию такого воспитания : «Берем ребенка, закрепляем его в трех метрах от себя и… начинаем воспитывать». Гуманитарная педагогическая традиция всегда ориентирована на воспитание нравственности. Специфика воспитания заключается в воспроизводстве, развитии, поддержке подлинно человеческого в человеке, в становлении Образа Человека, развитии его призвания быть Человеком, понимании воспитания как «ухода за духовной жизнью ребенка» (М. Монтессори). Соответственно, музыкальное воспитание — питание музыкой — направлено, говоря словами В. А. Сухомлинского, не на воспитание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца». Музыкальное обучение, как формирование, направлено на овладение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкального искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, музыкального сознания и пр. Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования. Образование в Законе РФ трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней»
Публикация «Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Именно воспитание и обучение создают содержательно-смысловую основу развития, становясь его факторами и средствами. Образование в области искусств, особенно музыкальное образование, обладает большими возможностями. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: на физическое тело; на духовную сущность; на интеллект. К XX в. накопились научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — источник мощнейшего влияния на человека.
Для античности, например, показательна глубокая связь музыки с медициной. Так, Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств. Начиная с XIX в. наука накопила немало сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. В XX в. интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека возрос во всем мире. Медики, психологи, педагоги стараются донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Доказано, что даже внутриутробный период очень важен для последующего развития человека : музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Большинство медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. В результате музыкального воздействия : повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов; улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания; регулируются обменные процессы; снижается уровень тревожности. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также изменение мышечного тонуса и появление эмоций. Исследователи формулируют «интеллектуальные выгоды» от музыки : повышение уровня читательских, речевых навыков; улучшение навыков решения временных и пространственных задач; улучшение вербальных и арифметических способностей; улучшение концентрации внимания, памяти; улучшение моторной координации. Вместе с этими «выгодами» от занятий музыкой все же основное направление методических поисков в музыкальном воспитании связывается, как определяет Л. В. Школяр, с приближением музыки к ребенку и проживанием им детства в музыке.