Ольга Кудинова
Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики у детей.
Кончики пальцев рук — это «второй мозг».
Еще великий немецкий философ
И. Кант (1724—1804) писал,
что рука является вышедшим
наружу головным мозгом.
Публикация «Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики у детей» размещена в разделах
На сегодняшний день родители всё чаще слышат, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. Первым языком, который освоил человек, был язык жестов. Наши конечности являются своеобразными энергетическими каналами, через которые мы получаем информацию о мире. А в кончиках пальцев сосредоточены точки этих каналов. Зачастую мы не понимаем смысла тех сигналов, которые посылает нам мозг через пальцы на руках.
И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально лет пять назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, самостоятельно застёгивать пуговицы. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.
Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук.
Наш мозг состоит из двух полушарий, имеющих разные функции. В правом полушарии возникают образы окружающего мира — явлений, предметов, в левом — они получают свое словесное оформление, то есть вербализуются.
Исследованиями также подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если мы хотим, чтобы у нашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику. Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.
Посмотрите на руку своего ребенка. Каждый пальчик выполняет свою функцию.
Большой палец выполняет особую функцию. Область мозга, которая связана с его чувствительностью и координацией, гораздо обширнее других.
Большой палец является ключом к пониманию характера человека.
• Если человек способен отставлять большой палец от остальных под прямым углом, это значит, что данная личность идет по жизни искренне и с разумом, открытым для новых знаний.
• В случаях, если такой угол не более 20 градусов, то индивидуум в своих действиях скован и зажат.
• Чем подвижнее данный палец у человека, тем он решительнее и активнее.
Указательный палец, является выразителем воли Личности, отвечает за гармонию, связан с энергией, концентрирующейся в самом центре лба.
Средний палец, обладает энергией, находящейся у основания шеи, является пальцем, ответственным за действия.
Безымянный палец, связан с энергией, что находится в области сердца, ответственен за чувства, отвечает за творчество.
Мизинец, связан с энергией, что исходит из области солнечного сплетения, влияет на коммуникацию человека, умение общаться и слушать собеседника, отражает состояние разума и способность к рассуждению.
Известно, что энергетика, проходящая сквозь пальцы, способна улучшить наше состояние:
• Объятия нас успокаивают.
• Поглаживание ушибленного места помогает снять боль.
Так как же развить моторику?
Всё очень просто.
Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества.
Лепка, Рисование, Выкладывание мозаик, Бисер, бусины, Ниточки, горох, бобы и многое другое.
Изучив связь мелкой моторики с основными функциями головного мозга, мы еще больше убедились в необходимости и важности работы с детьми по развитию мелкой моторики. Позиции таких ученых как Бехтерев В. М., Кольцова М. М. мне очень близки. Они доказывают, что чем более развиты пальцы рук – мелкая моторика, тем более развитие и умнее будет человек. На кончиках пальцев ребенка находится его ум. А работу по развитию нужно начинать именно в детском возрасте, когда из ребенка можно формировать и развивать личность. Зная связь мелкой моторики с основными функциями, ее влияние на формирование психических процессов, этапы развития ребенка можно правильно спланировать работу в данном направлении.
Таким образом, мы видим, что движения рук, связанные с включением пальцев, необходимы для развития ребёнка. Если это сделать несвоевременно, то в дальнейшем могут возникнуть трудности с обучением в школе письму и другие проблемы в развитии ребёнка.