Оксана Александровна Лоскутова
«Организация предметно-развивающей среды в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно-развивающей среды в старшей группе
Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди нее ребенок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершенствоваться
из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Публикация «„Организация предметно-развивающей среды в старшей группе“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, - среда должна быть иной, чем там где девочек больше.
Мною, воспитателем старшей группы №1, была произведена взаимопроверка в старшей группе №2, в ходе которой было выявлены условия для возникновения и развертывания игры детей 5-6 лет в предметно – пространственной среде.
В ФГТ чётко определено : организация предметно-развивающей среды должна осуществляться по следующим видам детской деятельности:
Игровая;
Двигательная;
Познавательно-исследовательская;
Коммуникативная;
Продуктивная;
Музыкально-художественная;
Трудовая;
Чтение художественной литературы.
Рассмотрим соблюдение каждого вида детской деятельности в старшей группы №2.
ИГРОВОЙ ЦЕНТР
Учитывая, что в старшем возрасте у детей углубленный интерес к трудовым делам, пополнилась игра «Почта». Имеются Игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Однако в недостаточном количестве.
Имеется оборудование для режиссерской игры:
- многофункциональные кубики;
- макеты (объемные – домики, гаражи, плоскостные – карты-схемы игрового пространства, ширма);
- наборы образных (объемных и плоскостных) игрушек небольшого размера: человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда);
- животные (сказочные, реалистичные; в старшей группе – фантастические существа).
ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В центре наблюдаются: книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста; книги, любимые детьми этой группы.
ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА)
Наделёнтрафаретами, линейки, календарём, модель календаря; играми для развития логического мышления
ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (СПОРТА)
Обогащён мини-физкультурным уголком и необходимыми материалами для игр, физкультурные оборудования.
ЦЕНТР РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА
Обогащён настольно-печатными играми. Есть шапочки, маски для игр-драматизаций на темы любимых сказок, кукольный театр; игры; разрезанные картинки.
ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР
Оснащён конструкторами с разными способами крепления деталей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР
Оснащё н: разные виды бумаги, природный материал, медицинские материалы (пипетки с закругленными концами, шприцы без игл, колбы, деревянные палочки). В уголке природы:
комнатные растения, сезонный растительный материал, место для труда, ящики с посадками, календарь природы.
ЦЕНТР ИСКУССТВА
1. Трафареты, лекала, геометрические формы, силуэты.
2. Краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры.
3. Белая и цветная бумага.
4. Ножницы.
5. Баночки для воды.
6. Природный и бросовый материал.
7. Дидактические игры.
В группе не имеется ЦЕНТРА ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТОВОГО ТРУДА
Рекомендации старшей группе №2 в организации предметно-развивающей среды.
Пополнить ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР.
Игры типа «Танграм».
Силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты (поэтапное выполнение работы).
Простейшие чертежи.
Опорные схемы.
Необходимые для игр материалы и инструменты.
Пополнить оборудованием познавательно-исследовательский центр:
1. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы.
2. Сита и воронки.
3. Резиновые груши разного объема.
4. Клеенчатые фартуки.
5. Нарукавники.
6. Щетка, совок, тряпки.
7. Технический материал – гайки, скрепки, винтики.
Центр искусства пополнить таким материалом как:
1. Произведения русского прикладного и искусства других народов, игрушки из глины, из дерева, щепы, соломы, папье-маше, предметы быта из бересты, росписи и резьба, керамическая посуда, кружево, вышивка из разных областей, чеканка.
2. Скульптура малых форм.
3. Монументальная скульптура
4. Станковая скульптура: бюсты, портреты.
5. Архитектура: жилищная, декоративная, общественно-гражданская.
Создать ЦЕНТР ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТОВОГО ТРУДА
1. Предметы и материалы для обучения детей приготовлению блюд, починке одежды, стирке, глаженью.
2. Девочкам – для обучения вышиванию, шитью на детской швейной машинке.
3. Мальчикам – для обучения выжиганию, моделированию, работы молотком, пилой.
Пополнить игры «Библиотека», «Школа».
Пополнить центр художественной литературы произведениями русской и зарубежной классики; произведениями современных авторов (рассказы, сказки, стихи, сезонной литературой, детскими журналами. Театр из игрушек-самоделок. Театр резиновых игрушек. Пальчиковый, перчаточный, варежковый театры. Теневой театр.
Пополнить ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА) играми: «Танграм», «Головоломки Пифагора», «Кирпичики», «Уникуб», игры для освоения шашек и шахмат. Игры «Петнамино», «Забавные мячи».