Назарова Наталия
Взаимодействия учителя-дефектолога и родителей детей с нарушением слуха
В основу современной психолого-педагогической коррекции положены принципы гуманизма, демократизации, индивидуального подхода к ребенку и его близким. Лишь при взаимодействии и сотрудничестве педагогов и семьи, возрастает активность родителей : они вмешиваются в коррекционную политику, а иногда и полностью определяют ее. Вместе с тем многие проблемы семейного воспитания и работы с семьей остаются актуальными. Работа с родителями должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушением слуха и оказание совместной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Публикация «Взаимодействия учителя-дефектолога и родителей детей с нарушением слуха» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В нашей практике мы выделяем следующие задачи:
- обогащение воспитательного потенциала семей, имеющих детей с нарушением слуха, активизацию их воспитательных умений, поддержку уверенности в собственные педагогические возможности;
- создание развивающих условий для детей и их коррекционно-педагогическое сопровождение;
- объединение усилий педагогов и родителей для полноценного развития и воспитания детей;
- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы.
Перед специалистами стоит задача найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия. Данные задачи связаны с процессами самопознания родителями своей воспитательной роли в семье, обогащением их собственного опыта взаимоотношений с ребенком.
Коррекционно-педагогическая работа с родителями детей с нарушением слуха проходит поэтапно. Роль семьи значима для ребенка любого возраста, каждый этап развития ребенка диктует свою специфику работы с семьей.
1. Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к педагогам, заинтересованности родителей в участии в процессе воспитания.
2. Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы дошкольного учреждения с семьёй.
3. Составление плана работы педагогов ДОУ с родителями детей с нарушением слуха.
Специалистам необходимо повышать самооценку родителей; выслушивать и поддерживать родителей с повышенной тревожностью. В ходе работы с семьёй ребёнка-инвалида необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, так как именно в семье ребенок в состоянии включиться в жизнь – в мир её звуков, ощущений, образов, предметов. Работа с родителями, воспитывающих детей с нарушением слуха, строится в трё х направлениях:
Первое направление работы с родителями заключается в исследовании потребностей, ожиданий, возможностей, потенциала семьи и выявлении проблем семьи, повышении её внутренних потенциальных возможностей для самостоятельного выхода из кризисной ситуации
Второе направление, это изучение родительских позиций и личных особенностей родителей, выявление творческих интересов, склонностей и одаренностей ребенка, с помощью их родителей, предложение соответствующей реабилитационной программы, которая наиболее полно сможет раскрыть все потенциальные возможности ребёнка.
Третье направление предусматривает активное включение родителей в реабилитационные мероприятия с ребенком. Создание условий, стимулирующих его умственное, физическое и эмоциональное развитие, так как именно в семье ребенок в состоянии включиться в жизнь – в мир её звуков, ощущений, образов, предметов.
Список литературы
1. Айвазян Е. Б., Павлова А. В., Одинокова Г. Ю. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №2.
2. Бурмистрова Е. В. Семья с «особым ребенком» : психологическая и социальная помощь // Вестник практической психологии образовании. 2008. №4 (17).
3. Бэндлер Р., Грнндер Дж., Сатир В. Семейная терапия /Пер. с англ. Ю. С. Уокер. М, 1999.
4. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. СПб, 2002.