Алёна Капитонова
Взаимодействие учителя — логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя – логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
по формированию фонематических процессов
Публикация «Взаимодействие учителя — логопеда с воспитателями подготовительной к школе группы для детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Воспитанники старшего дошкольного возраста, которые посещают ДОУ, все чаще имеют тяжелые нарушения речи. Речь у данной категории детей смазанная, невнятная, отмечаются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, лексико – грамматических категорий, связной речи, а так же фонематических процессов.
Фонематические процессы включают в себя:
- фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем;
- фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, формируется на основе фонематического слуха;
- фонематический анализ (мысленный процесс разложения целого на части) и синтез (мысленный процесс соединения частей в целое).
Нарушение фонематических процессов не дает в полной мере овладеть необходимым словарным запасом, грамматической стороной речи и связной речи. Однако, развитию и формированию фонематических процессов в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, уделяется большое внимание учителем – логопедом и воспитателями данной группы. Воспитанники уже узнают и различают высоту, силу и тембр голоса, слова близкие по звуковому составу, слоги и фонемы, слоги и слова.
Готовность ребенка к обучению грамоте определяется возможностью осознания им звукового строя речи, т. е. переключение к звуковому составу слова.
Основными задачами коррекционно – развивающей работы по формированию фонематических процессов в подготовительной к школе группе являются :
- определение количества звуков в слове;
- определение количества слогов в слове;
- определение последовательности слогов в слове;
- выполнение звукового анализа открытых и закрытых слогов, затем слов.
- определение количества слов в предложении;
- составление предложений с определенным количеством слов.
Решение данных задач по формированию фонематических процессов в коррекционно – развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, посещающих подготовительную к школе группу для детей с тяжелыми нарушениями речи, осуществляется учителем – логопедом на образовательной деятельности «Обучение грамоте», а воспитателями в режимных моментах и логопедических часах.
Данная работа соответствует:
- календарно – тематическому планированию учителя – логопеда;
- перспективному планированию учителя – логопеда;
- еженедельному планированию учителя – логопеда;
- ежедневному планированию воспитателя.
Следует так же отметить, что все тренировочные упражнения, рекомендованные учителем – логопедом, отмечаются в журнале взаимосвязи учителя – логопеда с воспитателями и проводятся в игровой форме.
Единый подход учителя – логопеда и воспитателей позволяет сформировать фонематические процессы у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, что станет основой успешного обучения ребенка в школе и его дальнейшей социализации в современном обществе.
Список литературы:
1. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : Пособие для логопеда. – М. : Просвещение, 1985.
2. Матросова, Т. А. Совместная работа логопеда и воспитателя в группах для детей с нарушениями речи / Логопедия. 2007.
3. Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. Детство-Пресс, 2007.
4. Прокопьева, Л. И. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи : учебно-методическое пособие / Л. И. Прокопьева. – Южно-Сахалинск : изд-во СахГУ, 2013.
5. Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов / Логопедия, №1-2, 2003.
6. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 2000.