Приложение МААМ

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в коррекционной работе с детьми раннего возраста

Зухра Каретникова
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в коррекционной работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, на сколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Часто родители не проявляют желания помочь учителю – логопеду и устраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями.

По утверждению М. Ф. Фомичёвой, В. И. Рождественской, Н. С. Жуковой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребёнка, в то время как «… навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей «д/с и школы в деле культуры родного языка». Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Активное участие семьи в коррекционном процессе во многом помогает работе учителя – логопеда и ускоряет успех

Темочки:

Цель совместной работы:

Активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребёнка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в развитии своего ребёнка.

Формировать у родителей навыки наблюдения за ребёнком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.

Воспитать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребёнка, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

Непрерывное взаимодействие учителя-логопеда с родителями дошкольников осуществляется в коллективной, индивидуальной формах работы.

Система и формы работы с родителями

1. Групповые родительские собрания проводятся 3 раза в год: в начале, середине и конце учебного года. Родительским собраниям в ДОУ уделяется особое внимание, ведется тщательная подготовка к их проведению, проводится анализ каждого собрания. Тема каждого собрания сообщается заранее, чтобы родители успели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.

Важная задача - включить родителей в ту или иную предложенную им работу. «Логопед и воспитатель разъясняют родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты, и в этом следует убедить родителей»

2. Консультации, семинары и практикумы выстраиваются таким образом, чтобы они не были формальными, а, по возможности, привлекали родителей для решения конкретных насущных проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов. Консультации выстраиваются таким образом, чтобы они были предельно четкими, содержали необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальными темами для консультаций, практикумов, семинаров и бесед, которые интересуют родителей, являются следующие:

- «Артикуляционная гимнастика»;

- «Гаджеты и малыши»

- «Развитие мелкой моторики»;

- «Выполнение домашнего задания»;

- «Развитие внимания и мышления»;

- «Речевые игры дома»;

- «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях» и др.

К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, организовывается выставка дидактических пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики (с последующим показом). В ходе этой консультации убеждает родителей в важности и необходимости развития у ребенка мелкой моторики рук. Учитель-логопед рассказывает родителям о разных видах работы с детьми: от пальчиковых игр до специальных сложных заданий на развития ручной умелости.

Очень эффективными являются практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности, которые носят коррекционно-логопедическую направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Для проведения таких практикумов логопедом заранее готовятся «опорные» карточки, схемы, таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

4. Наглядная форма работы учителя-логопеда ДОУ с семьей - игротека является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным учителем-логопедом практическим материалом. В основном, это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. В библиотеке учителя-логопеда есть все пособия, используемые на фронтальных занятиях в ДОУ. Родители могут взять на время домой все необходимые пособия, чтобы использовать их на индивидуальных занятиях с детьми дома. Библиотека периодически пополняется новыми оригинальными пособиями, подбором практического материала на определенную тему, изготовлением дидактических пособий своими руками. В родительском уголке логопедом оформляется информационный стенд с ежемесячно обновляющейся информацией для родителей.

Проводимая индивидуальная работа с родителями позволяет учителю-логопеду установить более тесный контакт с родителями.

Анкетирование

1. Учителями-логопедами разработаны анкеты для родителей. При помощи анкетирования легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания своего ребенка. Важным для учителя-логопеда является выявление потребностей родителей в коррекционно-педагогических знаниях; выяснение проблем, которые их волнуют – с тем, чтобы использовать полученную информацию при дальнейшем планировании работы по взаимодействию с семьей.

Беседа

2. Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях выясняются на проводимых учителем-логопедом в течение всего учебного года беседах, важнейшим признаком которых является двусторонняя активность. После каждого диагностического занятия родители приглашаются на индивидуальные беседы для ознакомления с результатами. Родители узнают о пробелах в развитии ребенка; получают советы, необходимые практические рекомендации

3. Важной формой взаимодействия учителя-логопеда с родителями является тетрадь домашних заданий (оформление с помощью современных подходов). Она заполняется еженедельно для того, чтобы занятия в семье проводились систематично. В зависимости от специфики нарушения речи каждого конкретного ребенка задания в тетради предусматривают работу по звукопроизношению, формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти.

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, осуществления сложного процесса коррекции, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согласованно. Совместная работа с семьей строится через дифференцированный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, основывается на определении стратегии взаимодействия здесь и сейчас.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Фотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работеФотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работе ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются мной в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Использование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопедаИспользование дисков-головоломок в коррекционной работе учителя-логопеда Диски-головоломки - что это такое? Они похожи одновременно на круги Лулия и на пазл. Представляют собой три диска, соединенных друг с другом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в коррекционной работе с детьми раннего возраста
Опубликовано: 18 февраля 2025 в 16:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в коррекционной работе с детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Зухра Каретникова (УИ 8403) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД