Елена Николаевна Антоненко
Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня школа и учреждения дополнительного образования –партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах, и в учреждениях дополнительного образования, складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие современным запросам общества, семьи, детей, конкретного социума.
Публикация «Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования на современном этапе» размещена в разделах
Взаимодействие школы и УДО предполагает организацию совместной деятельности самих детей и педагогов, в которой проявлялась бы их субъектная позиция. Следовательно, взаимодействие – это :
• организация связей, контактов, ведущих к обогащению результатов педагогической деятельности;
• организация отношений, общения людей разного положения, возраста, опыта (педагогов, детей, представителей органов государственного управления, в основе которых – добровольность, общность интересов, равенство, полезность;
• организация вхождения воспитательных структур в окружающий социум и освоение его общими усилиями субъектов взаимодействия.
Особенность взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования заключается в том, что управление осуществляется не по директивно-нормативным установкам извне, «сверху», а преимущественно через лидеров, которые являются инициаторами, организаторами совместных действий, носителями идей, замыслов, новаций, авторами воспитательных программ, систем.
На современном этапе, как показывает опыт организации взаимодействия, инициатором чаще выступает учреждение дополнительного образования. Программы дополнительного образования, разрабатываемые во внешкольных учреждениях, наглядно показывают детям практическую значимость получаемых знаний, обозначают сферы их применения в окружающей жизни и этим привлекательны для школьников. А школьных педагогов эти программы привлекают новизной подходов, инновационными педагогическими технологиями.
Знакомство педагогов дополнительного образования со школами-соседями, поиск партнеров, единомышленников нередко приводит к тому, что школьного учителя приглашают поработать педагогом дополнительного образования или методистом. Освоившись, он нередко сам становится организатором более широкого сотрудничества школы и учреждения дополнительного образования.
Цель, конкретные задачи, содержание взаимодействия школы и учреждения дополнительного образова ния определяются исходя из:
• наличия общего и специфического в этих учреждениях, определенного в нормативных государственных документах, уставах, положениях;
• особенностей конкретного учреждения, направления его деятельности, воспитательной системы (уровня ее развития, социального заказа конкретного социума (запросы семьи; потребности, интересы детей и возможности их удовлетворения).
Общее в деятельности школы и УДО : 1) ребенок, его воспитание и развитие как цель педагогической деятельности; 2) кадры – в основном педагогические; 3) социально-природная среда.
Специфика данных образовательных учреждений заключается в 1) конкретных задачах по реализации общей цели, 2) в позиции взрослого и ребенка в педагогически организованном процессе, 3) в содержании и направленности видов деятельности, 4) в показателях результатов их деятельности.
Так, воспитание в школе происходит в значительной степени через обязательную программируемую государством учебную деятельность, строго регламентированную, с четко обозначенными правами и обязанностями участников процесса обучения – учителя и ученика, со стабильной системой оценок. В деятельности учреждений дополнительного образования воспитание – это процесс развития ребенка в добровольно выбираемой деятельности детского демократического сообщества (группы, кружка, объединения клубного типа, секции, в содружестве со сверстниками и взрослыми – руководителями-воспитателями. Такая деятельность по личному выбору предполагает активную субъектную позицию ребенка в определении ее содержания, форм, результативности.
В различных видах деятельности, осуществляемой учащимися в УДО процесс познания практикоориентирован, индивидуален, личностно значим по результатам, приближен к реалиям окружающей жизни, способствует самореализации личности. Например, ученик в школе изучает на уроках географии и биологии природу родного края, природные явления и т. д., получает при этом теоретические знания. В то же время, он, будучи воспитанником туристско-краеведческого центра, осваивает основные специальные знания, умения в походе, экспедиции, коллективной краеведческой, исследовательской деятельности и способен успешно их применять на практике в различных жизненных ситуациях, грамотно ориентироваться на незнакомой местности по карте, компасу, природным приметам, провести экскурсию с младшими школьниками и т. д.
Поэтому именно через выявление специфики каждого образовательного учреждения, его воспитательной системы важно строить взаимоотношения, сотрудничество, существенно дополняя, обогащая друг друга.
Важным фактором, влияющим на характер и содержание взаимодействия, является окружающая среда – социум (природный, социальный, культурный, экономический). Именно объекты окружающей среды часто становятся реалиями, на основе которых организуется совместная деятельность школы и учреждения дополнительного образования. Совместная деятельность на базе среды способствует выведению воспитательных систем «за стены» своего учреждения, включению их в социум, педагогическому освоению среды, превращению ее в фактор воспитания детей и взрослого населения. В одном социуме объединяющими факторами могут быть уникальные природные зоны (леса, парки, усадьбы, реки, в другом – исторические памятники, культурные центры (театры, музеи, народные традиции, ремесла, экономические, научные, производственные объекты.
Для партнеров общей для сотрудничества может стать, например, туристско-краеведческая деятельность как компонент основного и дополнительного образования. Тогда формы сотрудничества должны быть адекватны этому общему содержанию деятельности, а именно: совместные походы, экспедиции, лагеря, слеты, комплексные экскурсии, интегрированные занятия. Воспитание на традициях национальной культуры может стать основой взаимодействия школ с гуманитарным, культурологическим уклоном и Дворцов творчества детей и молодежи (их организационных структур – отделов декоративно-прикладного искусства, художественной самодеятельности, фольклорных студий, и т. д.). Объекта-ми их общей деятельности будет создание музеев народного быта, темати-ческих выставок, организация народных праздников, фольклорных фести-валей, концертных программ, национально-драматических студий и т. д.
Взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования на основе общих направлений деятельности способствует созданию в окружающем социуме новых центров воспитания и образования различной содержательной направленности, удовлетворяющих многообразные потребности, увлечения детей. Одни центры могут действовать на базе школ, другие – на базе учреждений дополнительного образования, а третьи могут создаваться совместными усилиями по месту жительства, при музеях, стадионах, предприятиях. Создание таких центров расширяет сферу влияния воспитательных систем образовательных учреждений, выявляет новые перспективы их развития.
Общая деятельность положительно влияет и на соответствующие звенья воспитательных систем взаимодействующих учреждений. Растет профессионализм взрослых, меняется их педагогическое мышление, позиция по отношению к детям, окружающему миру вне школы. Вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс, программы. Появляются новые идеи, инициативы. В результате взаимодействия зарождаются, оформляются новые воспитательные модели (системы, отвечающие специфике социума, образовательных учреждений, а главное – заполняющие досуг детей содержательной деятельностью.
Общая деятельность порождает высшую форму взаимодействия — сотрудничество, которое характери зуется:
а) постоянством, разнообразием деловых контактов на разных уровнях (руководителей, педагогов, отдельных структур, детских объединений);
б) реальным позитивным влиянием друг на друга, взаимопониманием, взаимоуважением, доверием;
в) готовностью оказать помощь друг другу.
Формы работы, которые рождаются в сотрудничестве, становятся традициями в социуме («праздник улицы», «день города», фестивали детского творчества, туристско-краеведческие слеты, спортивные эстафеты, осенние ярмарки, экологические десанты, вахты памяти, вечера «В кругу семьи» и др.). Создаются совместные детские досуговые центры, клубы по интересам (пресс-центры, «детские биржи труда» и т. д., организуется каникулярное времяпрепровождение (городские лагеря, площадки). На базе предприятий, учреждений создаются профориен-тационные центры.
Взаимодействие предполагает не только постоянное сотрудничество, совместную деятельность, но и установление деловых контактов разового, эпизодического характера. Тут имеются в виду: информированность друг друга о наиболее значительных делах, событиях в деятельности учреждений; оказание помощи в разработке и реализации инновационных программ; участие в отдельных мероприятиях; индивидуальные консультации; обмен методическими, дидактическими материалами; решение вопросов, касающихся детей – учащихся школы и воспитанников учреждения дополнительного образования; разовые привлечения педагогов-специалистов к работе учреждения.
Опыт убеждает в том, что именно из таких разовых, эпизодических деловых контактов может развиться полноценное взаимодействие высшего уровня – постоянное сотрудничество.
Приведем примерный перечень форм взаимодействия, проверенных практикой:
• привлечение педагогов школ к работе учреждений дополнительного образования (руководителями детских объединений, методистами, консультантами, а также в качестве участников конференций, смотров, конкурсов и т. д.);
• привлечение педагогов дополнительного образования к работе школ (в качестве инструкторов, руководителей программ дополнительного образования и т. д.);
• создание совместных детских объединений определенной профильной направленности;
• организация на базе школ филиалов учреждений дополнительного образования;
• подготовка и проведение массовых мероприятий с детьми;
• совместное участие в праздновании знаменательных дат, событий;
• проведение летних походов, экспедиций, создание лагерей труда и отдыха;
• совместная экспериментальная работа по конкретным проблемам воспитания, образования;
• подготовка методических, дидактических пособий, программ к действующим воспитательным системам;
• проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей; повышение педагогического мастерства сотрудников учреждений;
• совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы и т. д.).
В практике взаимодействия рождаются особые коллегиальные формы управления процессом воспитания детей, рациональной его организации. Такими формами можно назвать: рабочие совещания-семинары педагогов школ и учреждений дополнительного образования по конкретным вопросам взаимодействия (например, разработка программы празднования юбилейных дат в 2012 г. : 130-летие со дня рождения классиков белорусской литературы Янки Купалы и Якуба Коласа, 100-летие со дня рождения Максима Танка); научно-практические конференции по определению содержания, результативности взаимодействия и т. д.
В ходе делового сотрудничества складывается динамическая структура информирования, согласования деятельности школы, учреждения дополнительного образования с учетом специфики субъектов. Становятся традиционными встречи руководителей, совместно проводимые заседания методических объединений, встречи педагогов, методистов-организаторов конкретных общих дел, встречи активов школьников и воспитанников учреждений дополнительного образования, конкретных детских объединений (классов, кружков, отрядов).
На базе такого взаимодействия возможно возникновение общего коллектива взрослых – единомышленников; новых детско-взрослых самодеятельных объединений по интересам (экологического, гражданско-патриотического, туристско-краеведческого, спортивного, культуроло-гического характера); временных структур в период летних каникул. Эти образования могут стать ядром новых воспитательных систем в социуме.
Обратим внимание также на то, что весьма значительна роль учреждений дополнительного образования в организации шестого школьного дня. Введение пятидневной учебной недели внесло коррективы не только в деятельность школы, но и в деятельность учреждений дополнительного образования : в учебные планы и программы, расписание занятий, кружков и объединений, определило пути взаимодействия и координации с учреждениями образования, культуры, детскими и молодежными общественными организациями.
При формировании воспитательного пространства шестого школьного дня его организаторам необходимо как тесное сотрудничество, так и продуманное разделение функций между общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования. Содержание и организация совместной деятельности между ними имеют определенные различия, которые необходимо учесть при разработке программ деятельности в шестой школьный день.
Формируя модель воспитательного процесса УДО в этот свободный день, прогнозируя его результаты, необходимо изучить мнения педагогов школы, ребят и родителей. Также важно привлечь администрацию школы, ребят из активистов, представителей родительского актива к обсуждению и разработке программы. Для более полного анализа социального состава, уровня, интересов и потребностей учащихся целесообразно перед началом учебного года провести социологические исследования среди педагогов учреждения дополнительного образования, школ и жителей микрорайона (например, провести анкету «Твои ожидания в субботний школьный день» и т. п.). Кроме этого, необходимо представить информационную справку о состоянии и возможностях учреждения дополнительного образования. Она предназначается в первую очередь для тех, кто впервые знакомится с деятельностью учреждения.