МААМ-картинки

Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования на современном этапе

Елена Николаевна Антоненко
Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня школа и учреждения дополнительного образования –партнеры в образовательно-воспитательном пространстве с четко обозначенными специфическими задачами в воспитании детей. И в школах, и в учреждениях дополнительного образования, складываются, развиваются воспитательные системы, отвечающие современным запросам общества, семьи, детей, конкретного социума.

Публикация «Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования на современном этапе» размещена в разделах

Взаимодействие школы и УДО предполагает организацию совместной деятельности самих детей и педагогов, в которой проявлялась бы их субъектная позиция. Следовательно, взаимодействие – это :

• организация связей, контактов, ведущих к обога­щению результатов педагогической деятельности;

• организация отношений, общения людей разного положения, возраста, опыта (педагогов, детей, представителей органов государственного управ­ления, в основе которых – добровольность, общность интересов, равенство, полезность;

• организация вхождения воспитательных структур в окружающий социум и освоение его общими усилиями субъектов взаимодействия.

Особенность взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования заключается в том, что управление осуществляется не по директивно-нор­мативным установкам извне, «сверху», а преимуще­ственно через лидеров, которые являются инициатора­ми, организаторами совместных действий, носителями идей, замыслов, новаций, авторами воспитательных программ, систем.

На современном этапе, как показывает опыт организации взаимодействия, инициатором чаще выступает учреждение дополнительного образования. Программы до­полнительного образования, разрабатываемые во вне­школьных учреждениях, наглядно показывают детям практическую значимость получаемых знаний, обозна­чают сферы их применения в окружающей жизни и этим привлекательны для школьников. А школьных педагогов эти программы привлекают новизной подхо­дов, инновационными педагогическими технологиями.

Знакомство педагогов дополнительного образования со шко­лами-соседями, поиск партнеров, единомышленников нередко приводит к тому, что школьного учителя пригла­шают поработать педагогом дополнительного образо­вания или методистом. Освоившись, он нередко сам становится организатором более широкого сотрудни­чества школы и учреждения дополнительного образо­вания.

Цель, конкретные задачи, содержание взаимодей­ствия школы и учреждения дополнительного образова­ ния определяются исходя из:

• наличия общего и специфического в этих учреж­дениях, определенного в нормативных государ­ственных документах, уставах, положениях;

• особенностей конкретного учреждения, направ­ления его деятельности, воспитательной системы (уровня ее развития, социального заказа кон­кретного социума (запросы семьи; потребности, интересы детей и возможности их удовлетворения).

Общее в деятельности школы и УДО : 1) ребенок, его воспитание и развитие как цель педагогической деятельности; 2) кадры – в основном педагогические; 3) социально-при­родная среда.

Специфика данных образовательных учреждений заключается в 1) конкретных задачах по реализации общей цели, 2) в позиции взрослого и ребенка в педагогически орга­низованном процессе, 3) в содержании и направлен­ности видов деятельности, 4) в показателях результатов их деятельности.

Так, воспитание в школе происхо­дит в значительной степени через обязательную программируемую государством учебную деятель­ность, строго регламентированную, с четко обозначенными правами и обязанностями участников про­цесса обучения – учителя и ученика, со стабильной системой оценок. В деятельности учреждений дополнительного образования воспитание – это про­цесс развития ребенка в добровольно выбираемой деятельности детского демократического сообщества (группы, кружка, объединения клубного типа, сек­ции, в содружестве со сверстниками и взрослыми – руководителями-воспитателями. Такая деятельность по личному выбору предполагает активную субъект­ную позицию ребенка в определении ее содержания, форм, результативности.

В различных видах дея­тельности, осуществляемой учащимися в УДО процесс познания практикоориентирован, индивидуален, личностно значим по результатам, приближен к реалиям окружающей жизни, способ­ствует самореализации личности. Например, ученик в школе изучает на уроках географии и биологии природу родного края, природные явления и т. д., получает при этом теоретические знания. В то же время, он, будучи воспитанником туристско-краеведческого центра, осваивает основные специальные знания, умения в походе, экспедиции, коллективной краеведческой, исследовательской деятельности и способен успешно их применять на практике в раз­личных жизненных ситуациях, грамотно ориентиро­ваться на незнакомой местности по карте, компасу, природным приметам, провести экскурсию с млад­шими школьниками и т. д.

Поэтому именно через выявление специфики каждого об­разовательного учреждения, его воспитательной систе­мы важно строить взаимоотношения, сотрудничество, существенно дополняя, обогащая друг друга.

Важным фактором, влияющим на характер и содер­жание взаимодействия, является окружающая среда – со­циум (природный, социальный, культурный, экономиче­ский). Именно объекты окружающей среды часто стано­вятся реалиями, на основе которых организуется совместная деятельность школы и учреждения дополни­тельного образования. Совместная деятельность на базе среды способствует выведению воспитательных систем «за стены» своего учреждения, включению их в социум, педагогическому освоению среды, превращению ее в фактор воспитания детей и взрослого населения. В одном социуме объединяющими факторами могут быть уникальные природные зоны (леса, парки, усадьбы, реки, в другом – исторические памятники, культурные центры (театры, музеи, народные традиции, ремесла, экономические, научные, производственные объекты.

Для партнеров общей для сотрудни­чества может стать, например, туристско-краеведческая деятельность как компонент основного и дополнительного об­разования. Тогда формы сотрудничества должны быть адекватны этому общему содержанию деятельности, а именно: совместные походы, экспедиции, лагеря, слеты, комплексные экскурсии, интегрированные занятия. Воспитание на традици­ях национальной культуры может стать основой взаимо­действия школ с гуманитарным, культурологическим уклоном и Дворцов творчества детей и молодежи (их организационных структур – отделов декоративно-при­кладного искусства, художественной самодеятельности, фольклорных студий, и т. д.). Объекта-ми их общей деятельности будет создание музеев на­родного быта, темати-ческих выставок, организация народных праздников, фольклорных фести-валей, концертных программ, национально-драматических студий и т. д.

Взаимодействие школ и учреждений дополнитель­ного образования на основе общих направлений дея­тельности способствует созданию в окружающем соци­уме новых центров воспитания и образования различ­ной содержательной направленности, удовлетворяю­щих многообразные потребности, увлечения детей. Одни центры могут действовать на базе школ, другие – на базе учреждений дополнительного образования, а третьи могут создаваться совместными усилиями по месту жительства, при музеях, стадионах, предприятиях. Соз­дание таких центров расширяет сферу влияния воспи­тательных систем образовательных учреждений, выяв­ляет новые перспективы их развития.

Общая деятельность положительно влияет и на со­ответствующие звенья воспитательных систем взаимо­действующих учреждений. Растет профессионализм взрослых, меняется их педагогическое мышление, позиция по отношению к детям, окружающему миру вне школы. Вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс, программы. Появляются новые идеи, инициа­тивы. В результате взаимодействия зарождаются, оформляются новые воспитательные модели (системы, отвечающие специфике социума, образовательных учреждений, а главное – заполняющие досуг детей содер­жательной деятельностью.

Общая деятельность порождает высшую форму взаимодействия — сотрудничество, которое характери­ зуется:

а) постоянством, разнообразием деловых контактов на разных уровнях (руководителей, педагогов, отдельных структур, детских объединений);

б) реальным позитивным влиянием друг на друга, взаимопониманием, взаимоуважением, доверием;

в) готовностью оказать помощь друг другу.

Формы работы, которые рождаются в сотрудни­честве, становятся традициями в социуме («праздник улицы», «день города», фестивали детского творчества, туристско-краеведческие слеты, спортивные эстафеты, осенние ярмарки, экологические десанты, вахты памя­ти, вечера «В кругу семьи» и др.). Создаются совместные дет­ские досуговые центры, клубы по интересам (пресс-центры, «детские биржи труда» и т. д., организуется канику­лярное времяпрепровождение (городские лагеря, площадки). На базе предприятий, учреждений создаются профориен-тационные центры.

Взаимодействие предполагает не только постоян­ное сотрудничество, совместную деятельность, но и установление деловых контактов разового, эпизодиче­ского характера. Тут имеются в виду: информирован­ность друг друга о наиболее значительных делах, собы­тиях в деятельности учреждений; оказание помощи в разработке и реализации инновационных программ; участие в отдельных мероприятиях; индивидуальные консультации; обмен методическими, дидактическими материалами; решение вопросов, касающихся детей – учащихся школы и воспитанников учреждения дополнительного образования; разовые привлечения педагогов-специалистов к работе учреждения.

Опыт убеждает в том, что именно из таких разо­вых, эпизодических деловых контактов может развить­ся полноценное взаимодействие высшего уровня – по­стоянное сотрудничество.

Приведем примерный перечень форм взаимодейст­вия, проверенных практикой:

• привлечение педагогов школ к работе учрежде­ний дополнительного образования (руково­дителями детских объединений, методистами, консультантами, а также в качестве участников конференций, смотров, конкурсов и т. д.);

• привлечение педагогов дополнительного образо­вания к работе школ (в качестве инструкторов, руководителей программ дополнительного обра­зования и т. д.);

• создание совместных детских объединений опре­деленной профильной направленности;

• организация на базе школ филиалов учреждений дополнительного образования;

• подготовка и проведение массовых мероприятий с детьми;

• совместное участие в праздновании знаменательных дат, событий;

• проведение летних походов, экспедиций, созда­ние лагерей труда и отдыха;

• совместная экспериментальная работа по кон­кретным проблемам воспитания, образования;

• подготовка методических, дидактических посо­бий, программ к действующим воспитательным системам;

• проведение совместных семинаров, курсов по подготовке педагогов-воспитателей; повышение педагогического мастерства сотрудников учреж­дений;

• совместные общественно полезные дела по улучшению окружающей жизни (города, района, улицы и т. д.).

В практике взаимодействия рождаются особые коллегиальные формы управления процессом воспита­ния детей, рациональной его организации. Такими формами можно назвать: рабочие совеща­ния-семинары педагогов школ и учреждений дополни­тельного образования по конкретным вопросам вза­имодействия (например, разработка программы празднования юбилейных дат в 2012 г. : 130-летие со дня рождения классиков белорусской литературы Янки Купалы и Якуба Коласа, 100-летие со дня рождения Максима Танка); научно-практические конфе­ренции по определению содержания, результативности взаимодействия и т. д.

В ходе делового сотрудничества складывается ди­намическая структура информирования, согласования деятельности школы, учреждения дополнительного об­разования с учетом специфики субъектов. Становятся традиционными встречи руководителей, совместно проводимые заседания методических объединений, встречи педагогов, методистов-организаторов конкрет­ных общих дел, встречи активов школьников и воспи­танников учреждений дополнительного образования, конкретных детских объединений (классов, кружков, отрядов).

На базе такого взаимодействия возможно возник­новение общего коллектива взрослых – единомышленников; новых детско-взрослых самодеятельных объ­единений по интересам (экологического, гражданско-патриотического, туристско-краеведческого, спортив­ного, культуроло-гического характера); временных структур в период летних каникул. Эти образования могут стать ядром новых воспитательных систем в со­циуме.

Обратим внимание также на то, что весьма значительна роль учреждений дополнительного образования в организации шестого школьного дня. Введение пятидневной учебной недели внесло коррективы не только в деятельность школы, но и в деятельность учреждений дополнительного образования : в учебные планы и программы, расписание занятий, кружков и объединений, определило пути взаимодействия и координации с учреждениями образования, культуры, детскими и молодежными общественными организациями.

При формировании воспитательного пространства шестого школьного дня его организаторам необходимо как тесное сотрудничество, так и продуманное разделение функций между общеобразовательными учреждениями и учреждениями дополнительного образования. Содержание и организация совместной деятельности между ними имеют определенные различия, которые необходимо учесть при разработке программ деятельности в шестой школьный день.

Формируя модель воспитательного процесса УДО в этот свободный день, прогнозируя его результаты, необходимо изучить мнения педагогов школы, ребят и родителей. Также важно привлечь администрацию школы, ребят из активистов, представителей родительского актива к обсуждению и разработке программы. Для более полного анализа социального состава, уровня, интересов и потребностей учащихся целесообразно перед началом учебного года провести социологические исследования среди педагогов учреждения дополнительного образования, школ и жителей микрорайона (например, провести анкету «Твои ожидания в субботний школьный день» и т. п.). Кроме этого, необходимо представить информационную справку о состоянии и возможностях учреждения дополнительного образования. Она предназначается в первую очередь для тех, кто впервые знакомится с деятельностью учреждения.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия»Фотоотчет о работе кружка дополнительного образования «Фантазия» .

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» "Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Праздничный концерт кружков дополнительного образования. ФотоотчётПраздничный концерт кружков дополнительного образования. Фотоотчёт Традиционно в конце учебного года в нашем детском саду на главной сцене проходит отчётный концерт кружка дополнительного образования.

Проект дополнительного образования. «Знакомство с творчеством В. Сутеева» Введение Все дети любят книги с картинками. Иллюстрации помогают ребёнку лучше понять и представить содержание книги, дополняя слуховое.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования на современном этапе
Опубликовано: 17 октября 2020 в 23:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие школы и учреждения дополнительного образования на современном этапе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Антоненко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД