Якимова Людмила Федоровна
Взаимодействие с семьей по актуализации познавательных интересов старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с семьей по актуализации познавательных интересов старших дошкольников.
Из опыта работы воспитателя МБДОУ «ЦРР – детский сад №8
Якимовой Л. Ф.
Почти все воспитатели и учителя отмечают у современных дошкольников падение познавательных интересов – большая часть детей не нелюбопытны и нелюбознательны. Конечно же, главная причина этого явления заключается в обилии информации, с которой сталкивается дошкольник. Но, на мой взгляд, во многом «виноваты» и мы – педагоги. Слишком уж нам хочется все рассказать, все показать и все объяснить детям. Получается так, что ребенок осознает себя не «личностью познающей», а личностью воспринимающей или транслирующей чужие, не актуализированные для него знания.
Публикация «Взаимодействие с семьей по актуализации познавательных интересов старших дошкольников» размещена в разделах
Есть еще одна причина отсутствия или нечеткости познавательного интереса у детей : знания в группе сверстников не котируются, так как все обладают практически одним и тем же объемом фактов и объяснений. А раз это есть у всех, интерес пропадает. Ведь гораздо интереснее свой рисунок, свою фотографию, свою игрушку – этого нет ни у кого, и это помогает ребенку осознать свою «неповторимую индивидуальность».
Такая ситуация, на мой взгляд, опасна тем, что из сферы интересов и склонностей дошкольников выпадает сфера познания. А ведь на будущем возрастном этапе ребенка будут оценивать именно за это. Из бесед с учителями и родителями я узнаю, что именно отсутствие тяги к знаниям мешает многим детям самореализоваться в школе. «Умный, но ленивый» - такой диагноз все чаще сопровождает современных школьников. Дети, особенно подростки, предпочитают самореализоваться в танцах, музыке, изобразительном искусстве, спорте – и все эти интересы, чаще всего возникли у них именно в дошкольном возрасте.
Исходя из таких рассуждений, мне захотелось переломить эту ситуацию – воспитать маленьких «почемучек», сделать знания ценными и индивидуальными для детей моей группы. Как же это достичь? Мне вспомнились времена моего отрочества и тетрадки сложенные «треугольником» - секретики, в которых мы писали друг другу какие-то пожелания, слова любимых песен и стихов, вклеивали фотографии любимых артистов или рисовали любимые цветы. По сути – это портфолио открытого типа. Родители нас не понимали – и зачем это надо переписывать друг другу такие глупости. Но ведь за ними стояло главное – неповторимая личность.
По аналогии с секретиками мы решили завести в группе «Почемучки» - маленькие тетради, которые дети передавали друг другу и заполняли интересной информацией. Так можно было решить проблему индивидуализации познавательных интересов.
Начиная этот проект нам было важно заручиться поддержкой родителей – ведь ценности ребенок берет из семьи. Если у себя дома он не будет получать поддержки своих интересов – значит, такая деятельность вскоре угаснет и не отразится на его личности.
Свою работу по взаимодействию с родителями мы разделили на три этапа: этап мотивации, организации и анализа.
Мотивировали родителей на первом родительском собрании. Психолог детского сада провела консультацию о закономерностях развития познавательной сферы детей. Затем мы предложили в течение года совместно вести работу по заполнению личных «почемучек». Мы привели родителям такой аргумент в защиту наших «почемучек» - развитие в ребенке познавательного интереса к чему – либо – профилактика подросткового асоциального поведения. Как правильно, дети, серьезно чем-то увлекающиеся, не попадают в «дурную компанию», но взрослый может влиять на интерес ребенка только в дошкольном детстве. Всем знакома ситуация, когда все попытки записать подростка в какой – либо кружок заканчиваются ничем. Поэтому у дошкольника обязательно должен, состоятся период, когда ему «интересен мир вокруг» - то есть в 5-6 лет необходимо всячески поддерживать детское любопытство.
Зачем мы предложили родителям провести совместный с детьми конкурс знатоков животных. Поэтому первые «почемучки» у нас были о животных. Тему сначала обговаривали с детьми, договорились, что будем приходить в группу и показывать свои «почемучки». Условие заполнения такое – все странички должны быть посвящены разным животным, темы не должны повторяться.
Этап организации включал в себя работу с «почемучками», конкурс знатоков природы, разработку групповых проектов и организацию традиционных для нашей программы мероприятий «Встреча с интересным человеком».
Родители поддержали нас, ведь сами «почемучки» очень разные, их интересно читать и рассматривать дома вместе с ребенком. Каждому ребенку хотелось, чтобы его почемучка была самая красивая, но он понимал, что это зависит не только от него, что надо всем постараться. Почемучки – хороший повод для утренних и вечерних бесед с ребенком и родителями. Мамы и папы с гордостью рассказывали, где нашли интересные факты, кто рисовал, а кто вырезал картинки.
Наш конкурс знатоков получился очень интересным и закончился родительским собранием. Но оно получилось особенным! Мы постарались донести до родителей мысль, что любознательность, свойственная пятилеткам, как правило, быстро проходит, без поддержки и поощрения взрослых сходит на нет. Что широкий кругозор дошкольника – залог успешного обучения в школе, но, как правило, программа начальных классов по ознакомлению с окружающим не очень отличается от детсадовской, а познавательный интерес понадобится в средних классах, то есть наша работа направлена на далекую перспективу.
Интерес к такой деятельности держался довольно долго – дети делились стикерами, картинками, срисовывали из энциклопедий и раскрасок. У нас сложилась традиция – утром рассматривать «почемучки», рассказывать, кому что написали, кому что нарисовали.
Этап анализа заключается в проведении итогового родительского собрания, на котором мы приняли решение в течение следующего года (подготовительная группа) организовать экскурсии как групповые, так и индивидуальные (семейные) по нашему городу. После них дети также оформят странички портфолио «Где я был».
Подводя итоги, хочется сказать, что наши «почемучки» достаточно наглядно демонстрируют динамику развития детских познавательных интересов и могут служить основанием детского проектирования и других форм работы по развитию познавательных интересов. Но без поддержки семьи эта работа не будет достаточно эффективна.