Валентина Стенькина
Взаимодействие с родителями по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Трудовое воспитание помогает формировать у детей ответственность, самостоятельность и умение достигать поставленные цели. Трудовым навыкам ребенка нужно учить. Основы трудовой деятельности ребенок получает в семье.
Как правильно организовать трудовое воспитание детей, мотивировать их, научить ценить результат своего и чужого труда? Для этого недостаточно только работы педагогов в детском саду, нужно тесное сотрудничество с родителями.
В нашем детском саду мы уделяем особое внимание этому аспекту и стремимся внедрить его в повседневную жизнь детей.
Сегодня хочу поделиться нашим опытом работы взаимодействия с родителями (семьями воспитанников) в вопросах трудового воспитания.
В подготовительной группе детского сада мы проводим различные мероприятия, направленные на развитие трудовых навыков у детей.
Важную роль в формировании трудовых навыков у детей играют их родители. Мы активно работаем с семьями наших воспитанников, проводя консультации и педагогические советы о том, как внедрить трудовое воспитание в повседневную жизнь семьи. Мы призываем родителей вовлекать детей в домашние дела и давать им возможность помогать по мере своих возможностей.
Выделяют такие формы взаимодействия с родителями: наглядно-информационные, коллективные, индивидуальные
Мы проводим родительские собрания, на которых рассматриваем вопросы трудового воспитания детей, делимся с родителями своим опытом и обсуждаем, какие методики и подходы к трудовому воспитанию могут быть наиболее эффективными. Мы также регулярно высылаем родителям методические пособия и рекомендации по воспитанию детей в духе уважения к труду.
Знания родителей в вопросах трудового воспитания детей мы расширяем через: буклеты, памятки, консультации, родительские собрания, и родительские гостиные.
Итак, какому именно труду можно учить детей в детском саду и семье?
Конечно же, хозяйственно-бытовому.
В детском саду мы проводим фотовыставки, стенгазеты, беседы, игры, которые посвящены работе детей дома (помощь во время готовки, стирки, уборки). Своими успехами дети с радостью делятся с нами в группе. А родителей мы учим хвалить детей, и не прививать корыстных мотиваций для выполнения какого то домашнего дела (например, сделай что то за конфетку).
А совместный труд в природе, мы поводим при обучении детей уходу за растениями, работу на клумбах и огороде. И конечно весной мы сажаем «огород на окне». Наблюдение за растениями и уход за ними, дети продолжают уже дома, когда высаживают рассаду с родителями.
А совместный труд на нашем прогулочном участке детского сада проходит всегда дружно, позитивно, интересно, плодотворно. Родители и дети совместно:
- мастерят поделки из снега, расчищают дорожки,
- изготавливаю скворечники весной, и кормушки для птиц зимой.
Труд должен давать ребенку возможность думать, исследовать, пробовать и хотеть действовать. Ручной труд способствует решению этих задач. Родители совместно с детьми с удовольствием участвуют в конкурсах «Осенняя фантазия», «Мастерская Деда Мороза», изготавливают тематические поделки. Неоднократно принимали участие в конкурсе детских проектов. Дети с родителями изготавливали домашний пластилин, бумагу, варили мыло.
Для поддержки детей и их родителей в этом деле мы предлагаем много пособий и материалов по теме трудового воспитания. У нас есть книги, методические пособия, игры и задания, специально разработанные для детей дошкольного возраста, которые помогают им понять важность труда и развивают у них трудовые навыки.
Родители оказывают помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы - изготавливают макеты, игры, лепбуки.
Пример родителей, пожалуй, самый важный из всех принципов трудового воспитания детей. Родители могут стать прекрасными помощниками и наставниками в обучении детей трудовым навыкам. Педагоги ведут консультации для родителей, обсуждают с ними важность поддержки и поощрения ребенка в выполнении различных видов деятельности.
В детском саду проводятся различные проекты по теме знакомства с профессиями родителей. Мы устраиваем выезды на предприятия, где родители работают, чтобы дети могли увидеть, как проходит работа и как важно заниматься своим делом. Мы также приглашаем родителей в детский сад, чтобы рассказать о своей профессии, показать инструменты работы, ответить на вопросы детей.
Формируя представления детей о профессиях, о важности труда в жизни общества мы привлекаем родителей наших воспитанников на познавательные встречи «Знакомство с профессией».
Еще одной эффективной формой работы с родителями по трудовому воспитанию, мы считаем - проведение экскурсий на предприятия, организации, места работы родителей. Так дети подготовительной группы были на экскурсии в пекарне, в пожарной части, в парикмахерской. Дети знакомятся с профессией и трудовыми действиями непосредственно на рабочем месте. Это помогает детям понять, что труд каждого человека важен и ценен.
Наш опыт работы в детском саду и семьей позволяет сделать следующие выводы: систематическая работа с родителями, единство педагогических воздействий на ребёнка детского сада и семьи позволяют добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Вывод: Таким образом, в нашем детском саду мы придаем большое значение трудовому воспитанию детей, разрабатываем проекты и мероприятия, которые помогают детям понять важность труда и развивать трудовому воспитанию детей. Мы сотрудничаем с родителями, у них уважение к труду. Это позволяет детям уже с самого раннего возраста формировать правильные ценности и жизненные принципы, которые будут им полезны в будущем.