Приложение МААМ

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников

Ольга Копягина
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников.

Автор статьи:

Копягина О. В.

воспитатель высшей категории

ГБДОУ № 34 Кировского района.

г. Санкт - Петербург.

В педагогических кругах звучит фраза : «С детьми работать не сложно, сложно общаться с их родителями». Практически у каждого воспитателя найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями : кто-то отмахивается от советов воспитателя со словами «Мы вам отдали своих детей, вот вы их и воспитывайте», многие избегают родительских часов, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу с ним поделать, мне не справиться».

Публикация «Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников» размещена в разделах

Почему же возникают трудности во взаимодействии детского сада и семьи? Что бы ответить на этот вопрос важно представить, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению воспитателя пришел в детский сад поговорить о своем ребенке.

Родительское отношение к ребенку включает два тесно связанных аспекта: с одной стороны, родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой – ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы он был успешен. К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен, значит, я хороший родитель. Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог.

Для мамы и папы обсуждение трудностей ребенка – очень непростая ситуация, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: родитель может тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны воспитателя. С этими эмоциями необходимо как-то справляться. Одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие возлагают ответственность на детские сады, третьи начинают нападать на воспитателя. Негативное эмоциональное состояние родителя может быть вообще не связано с воспитателем, с которым мама или папа разговаривают в данный момент. Родительская тревога, как правило, вызвана прошлым опытом (возможно, какой-то воспитатель довольно некорректно или даже резко отозвался о ребенке или воспитательной стратегии родителя, детскими воспоминаниями (может быть, его собственный первый учитель был излишне строгим, и память о нем всё еще вызывает болезненные переживания).

Взаимодействие родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери – это эмоциональный процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от ребенка, отношением к нему, что делает родитель, малочувствительный к логическим доводам и аргументам. Например, воспитатель говорит : «Ваш ребенок быстро устаёт, он не может выдержать нагрузку», а родитель слышит в этом : «Ваш ребенок не такой способный, как другие дети».

Таким образом, родители, с которыми общается воспитатель по поводу трудностей ребенка, испытывают различные негативные переживания, у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то – исключительно сильными. И успешность взаимодействия воспитателя с родителями во многом зависит от того, удается ли воспитателю построить взаимодействие с учетом состояния родителя.

Представим себе воспитанника, впервые переступившего порог детского сада. Ему тревожно, неловко, он не знает, как поведут себя воспитатели и другие дети. Воспитатели, с пониманием, относящийся к переживаниям ребенка, помогают ему почувствовать себя комфортно в новой обстановке. Если же воспитатель безразличен к состоянию воспитанника, не оказывает ему никакой поддержки, то ребенок, скорее всего, будет его бояться, не будет ему доверять.

Нечто подобное происходит и в работе с родителями : им также некомфортно, и основа продуктивного взаимодействия между семьей и детским садом – контакт и доверие. Ни в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением воспитателя о наличии у ребенка трудностей. Прямая конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…») не будет продуктивной и не приводит к сотрудничеству.

Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как нелегко им приходится порой.

Для родителя важно, чтобы воспитатель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок воспитателю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.

Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке.

Родитель хочет получить от воспитателя помощь, рекомендации. Контакт и взаимопонимание между родителями и воспитателем зависит от личностных особенностей родителей, их изначальная позиция по отношению к детскому саду. Немаловажную роль в этом играет поведение воспитателя. Готовность родителя прислушиваться к словам воспитателя, стремление выполнить его рекомендации, связаны с тем, что говорит воспитатель, и как он это говорит. Воспитатели ищут подход к детям, стремятся найти самые понятные слова, привести самые точные примеры. То же самое будет справедливо по отношению к родителю. Существуют психолого-педагогические приемы, которые помогают установить контакт с родителем и добиться с ним взаимопонимания.

Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа воспитателя с родителем – не психологическая консультация. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что воспитатель его слышит и понимает.

Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит воспитатель маме, и она чувствует себя признанной и понятой. Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».

Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает : «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.

Также очень эффективный прием, особенно если воспитателю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Воспитатель и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и воспитателю никогда не удастся увидеть воспитанника таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, воспитатель уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности. Если сказать родителю : «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться».

После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы воспитателя : «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации воспитателя в реальную жизнь.

Взаимодействию воспитателя с родителем мешают оценочные высказывания. «Вы слишком давите на ребенка», «Вы с ним излишне мягки» – подобные высказывания могут быть справедливы по сути, но совершенно не воспринимаются родителями. Если необходимо подчеркнуть неэффективность каких-то воспитательных стратегий, лучше сделать это в описательной форме, например: «Смотрите, что получается: когда ребенок испытывает сомнения, вы быстро подсказываете ему решение, и он не будет искать это решение сам».

Публикации по теме:

Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей Консультация на тему: «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей» Воспитатель: Купцова.

Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании толерантности Необходимо отметить, что невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если родители не являются союзниками.

Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников» МБДОУ «Детский сад №126» Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников" Воспитатель:.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в воспитании дошкольников» Консультация для педагогов: «Роль дидактических игр в воспитании дошкольников». Подготовила Васькина Г. М. Ведущей деятельностью детей.

Мастер-класс для педагогов «Роль сказки в экологическом воспитании у дошкольников» РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ. (Мастер класс для педагогов) Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира.

Методическое пособие для педагогов «Использование экологических игр в воспитании дошкольников» Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания.

Родительское собрание «Преемственность родителей и педагогов в успешном воспитании дошкольников»Родительское собрание «Преемственность родителей и педагогов в успешном воспитании дошкольников» Родительское собрание Тема: «Преемственность родителей и педагогов в успешном воспитании дошкольников». Цель: Побудить родителей принимать.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения и семьи в нравственном воспитании ребёнка Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях.

Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания.

Взаимодействие педагогов с родителями в процессе художественно-эстетического развития дошкольников в условиях ФГОС  ФГОС дошкольного образования предполагает совместную деятельность педагогов и родителей в образовательном процессе ДОУ. «В реализации Программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников
Опубликовано: 23 марта 2018 в 21:15
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Копягина (УИ 132163) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД