Решетникова Екатерина
Взаимодействие педагогов с семьёй воспитанников по физичесуому воспитанию детей дошкольного возраста
Решетникова Екатерина Сергеевна
воспитатель, ГБОУ Школа № 17 город Москва
В настоящее время система образования России претерпевает коренные изменения. Происходит переоценка концептуальных основ образования, переосмысление целей, задач, содержания развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Поэтому актуальным является поиск новых путей эффективной организации воспитательного и образовательного процесса в образовательных учреждениях, который обусловлен тем, что государственная стратегия обеспечения роста конкурентоспособности страны, ее успешного и устойчивого развития требует совершенствования человеческого потенциала, определяемого во многом состоянием системы образования.
Публикация «Взаимодействие педагогов с семьёй воспитанников по физичесуому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании» признает дошкольное образование первой ступенью общего образования, так как именно в дошкольный период закладывается фундамент разностороннего развития человека, и особенно важным является физическое развитие.
К сожалению, сейчас в России отмечается негативная тенденция, связанная с ухудшением состояния здоровья детей дошкольного возраста, снижением их физической и функциональной подготовленности. Среди причин специалисты выделяют: неблагоприятные социально-экономические и экологические факторы, ограничения двигательной деятельности детей, направленность воспитательной работы в образовательных организациях в большей степени на образовательный процесс и в меньшей - на физическое развитие ребенка.
Результаты статистики, проводимые Министерством РФ за последние несколько лет не утешительны. Детей с первой группой здоровья становится с каждым днем все меньше и меньше, и всё чаще дети рождаются с патологией.
Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.
По статистике мониторинга 2020 года, среди детей дошкольного возраста 72% обследованных детей имеются патологические заболевания, 8 % здоровые и 20 % детей имеют приобретенные заболевания, переходящими в хроническую форму.
Одним из важных ключевых требований, является развитие физического воспитания и сохранение здоровья у дошкольников, но не одна самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в совместном взаимодействии педагогов с семьёй воспитанников. Только совместная работа с семьёй даст максимальный результат у детей как в укреплении здоровья, так и в формировании навыков здорового образа жизни.
Физическое развитие – это процесс роста, биологического созревания организма, который определяется наследственными механизмами, реализуется по определённому плану при оптимальных условиях жизни и деятельности человека, а также характеризуется изменениями трех групп показателей: телосложения, здоровья и развития физических качеств.
В основе современной концепции взаимодействия семьи и дошкольного воспитания лежит идея, что основною ответственность за жизнь и развитие ребенка несут в первую очередь родители, а остальные социальные институты помогают, поддерживают, направляют и дополняют их воспитательную функцию. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются такими понятиями как «взаимодействие» и «сотрудничество».
Семья и детский сад - две социальные структуры, которые определяют уровень здоровья ребенка. Задача воспитателя объединить усилия и наладить взаимодействие с семьёй воспитанника так, чтобы результат осуществлялся даже в самых скромных условиях и не зависел от благосостояния семьи.
Родители должны стремиться к тому, чтобы ребёнку были созданы в домашних условиях все условия для правильного физического воспитания и развития.
Взаимодействие представляет собой организацию совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Успешность воспитательного процесса будет зависеть от того, как сложатся отношения между педагогами, детьми и родителями в совокупных действиях. Совместная деятельность поможет в объединении и сплочении семьи, ДОО, и созданию комфортных условий для развития ребенка.
Именно в дошкольном возрасте результативно и целенаправленно с помощью взаимодействия воспитателей и родителей можно развить в дошкольнике формирование здорового ребенка, выносливого, работоспособного, гармонично развитого, хорошо владеющего своим телом, двигательными умениями и движениями, самостоятельно ориентирующегося в пространстве и окружающем мире, любящего физические упражнения и игры, способного активно учувствовать в жизни творческой деятельности ДОО и далее обучении в школе.
Роль семьи в воспитании ребенка нельзя недооценивать, главной особенностью этого является эмоциональный микроклимат, благодаря которому у детей формируется отношение к себе, что определяет их чувство самооценки и само ценности в обществе. Семейное воспитание ориентированно на мировоззрение ребенка в целом, его будущему поведению в разных сферах общественной жизни. Ведь, тот пример, который родители будут олицетворять своему ребенку в жизни, станет формирующим фундаментом его самого.
Совместное взаимодействие сада и семьи позволит развить следующие компетенции: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить знания о физическом развитии дошкольника; повысить родительские компетенции в воспитании; просветить родителей в области педагогики и детской психологии; сформировать навыки ЗОЖ в семье; создавать атмосферу праздника в совместных спортивных мероприятиях и спортивной деятельности; принять активное участие в жизни ДОО и ребёнка вне семьи.
Существуют множество разнообразных форм по взаимодействию с семьями воспитанников : коллективные, индивидуальные, наглядно- информационные и многие другие.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников, поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Основные формы взаимодействия педагога с родителями :
- Творческие вечера;
- Спортивные досуги, совместные праздники с участием родителей;
- КВН, Викторины, Конкурсы, Соревнования;
- Анкетирование, Опросники, Беседы;
- Практикумы, Тренинги, Мастер классы;
- Семейные конкурсы, Открытые мероприятия;
- Проектная деятельность, презентации, совместная с семьями воспитанников.
К традиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников относятся :
Беседы - индивидуальные и групповые - обсуждаются характерные особенности физического развития ребёнка, возможные формы организации совместной двигательной деятельности дома, на улице, а также рекомендуется литература по развитию движения у детей.
Открытые физкультурные занятия для родителей - дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность.
Дни открытых дверей в спортивном зале - помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям
Физкультурные праздники и развлечения, досуги - способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
Консультации -способствуют усвоению родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Разработка и оформление стендовой информации - позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
Родительские собрания – позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.
Анкетирование – необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.
К нетрадиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников можно отнести :
Выпуск газет – одна из форм пропаганды ЗОЖ. Очень важно, чтобы это был продукт коллективного творчества взрослых и детей. Это позволяет
расширять представления родителей и детей о формах семейного досуга;
повышать интерес детей к физической культуре и спорту;
Устный журнал
Решающее значение в повышении интереса у детей к физической культуре, занятия сортом имеет личный пример людей, которое профессионально этим занимаются и добиваются значительных успехов в этой области. Встреча с такими людьми, живое общение с ними дает возможность понять, что спортсменом или, по крайней мере, физически развитым может стать каждый человек, стоит лишь приложить старание и упорство.
Составление альбомов о спортивных достижениях семьи
Составление альбомов – форма коллективной работы всех участников педагогического процесса. Повышает интерес детей к физической культуре и спорту, воспитывать желание вести ЗОЖ.
«Мастерская» по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурно-оздоровительной деятельности.
– привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов своими руками. Это сближает взрослых и детей, воспитывает у детей бережное отношение к изготовленному оборудованию.
Проектная деятельность - разработка и реализация совместных с родителями проектов позволит заинтересовать родителей перспективами нового направления физического развития детей и вовлечь их в жизнь ДОУ.
Для родителей, которые всегда спешат, можно предоставить информацию в форме экспресс - листовок. Листовки разнообразны по содержанию, такие как: «игры с мячом», «поиграем всей семьей», где родители смогут узнать, какие движения можно разучить с ребенком, о правилах той или иной игры.
Фотовыставки - родители видят достижения всех воспитанников детского сада, узнают новости о спортивных достижениях своих детей.
Школа здоровья- одна из наиболее продуктивных форм приобщения семей к здоровому образу жизни и физической культуре. Это посещение спортивных зрелищ на стадионах города, чтение соответствующей литературы, личный пример.
«Родительский клуб» - помогает активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи, стимулирует детей и их родителей к поиску разнообразной информации. Это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
Дни здоровья содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление.
Туристические походы - одна из наиболее активных форм совместного отдыха. Это - общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Походы сближают родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
Все эти формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.
Показателями эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей являются :
1. Обеспечение психологического благополучия ребенка в ДОУ и в семье.
2. Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей).
3. Профилактика ранних заболеваний.
4. Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре.
5. Привлечение внимания к здоровому образу жизни.
6. Обеспечение повышения стрессоустойчивости и сохранения здоровья ребенка при переходе из одних социально-педагогических условий в другие.
7. Обеспечение профилактики детского травматизма.
8. укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.
Таким образом, разнообразие форм сотрудничества с семьей по физическому воспитанию позволяет привить воспитанникам чувство ответственности за своё здоровье, желание поддерживать физическую форму и стремиться к достижению новых знаний и умений.
Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу в ДОО. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т. п.).
От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса : родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками. В связи с вышеизложенным работа с родителями строится по следующим направлениям: оказание помощи семье в воспитании; вовлечение семьи в образовательный процесс; культурно-просветительская работа; создание совместно с родителями условий для реализации личности ребёнка; изучение запросов семьи и их удовлетворение через совершенствование образовательного процесса.
Список литературы
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993 с. 107
2. Андреева Н. А. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Электронный ресурс / Н. А. Андреева.
3. Арнаутова Е. П. // Журнал взаимодействия с родителями : психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 3-5 лет//М. : ООО «Русское слово – учебник», 2016
4. Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников / В. А. Деркунская // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 5.
5. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду. / О. И. Давыдова,
Л. Г. Богославец, А. А. Майер. - М. : ТЦ Сфера, 2014
6. Далинина, Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2013
7. Зверева О. Л., Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями. – М. ; Из-во: Феникс, 2020
8. Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009. – № 4
9. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы / Т. Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010.
10. Лесгафт П. Ф, Семейное воспитание ребёнка Спб, Из-во: ИГ Лениздат, 2014
11. Прищепа С. С. "Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Обзор программ дошкольного образования – М., Из-во: Сфера, 2009
12. Шаршова Н. Сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка / Н. Шаршова // Работа с родителями. - 2009.