Анастасия Густенкова
Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 23
Доклад к презентации на тему:
«Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей»
Подготовила и провела:
Густенкова А. В.
2018 год
Консультации для воспитателей
«Взаимодействие родителей и педагогов в сохранении психического и физического здоровья детей»
Публикация «Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребнка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Пожалуй, наиболее мким считается определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуально для нашего города) выделяется множество факторов отрицательного воздействия на здоровье ребенка, здоровье дошкольника. В современном мире здоровье перестат быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. Базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого дошкольника. Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма.
Одной из задач образовательной программы нашего ДОУ, является задача по созданию оптимальных условий для повышения профессиональных компетенций педагогов в охране и укреплении физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Главная роль в этом принадлежит их родителям. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Очень важно, чтобы у родителей была возможность принимать непосредственное участие в образовательном процессе, а при необходимости обратиться за квалифицированной помощью в построении эффективных детско- родительских отношений и коррекции методов воспитания по мере взросления детей.
Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации различных форм образования. Таким образом, определяются основные цели и задачи родительского образования в ДОУ :
• Формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
• Формировать представления об этапах физического и психического развития ребенка;
• Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
• Просвещение родителей в области педагогики, детской физиологии и детской психологии
Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, основ физической культуры и психического комфорта имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.
Большинство родителей испытывают потребность в информации о способах оздоровления ребенка. Наибольший интерес вызывают темы, связанные с регуляцией психоэмоционального состояние ребенка, укреплением здоровья детей, с профилактикой простудных заболеваний, с физической и психологической подготовкой детей к обучению в школе, организация рационального питания, двигательного режима, закаливания и режима дня ребенка дошкольного возраста, а также профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.
Главное – помочь родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за здоровье собственное и здоровье детей. Для достижения этой цели нужно:
• Использовать различные формы общения с родителями, направленные на их активное участие в образовательном процессе дошкольного учреждения;
• Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям в повышении компетентности в вопросах физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Эффективность взаимодействия во многом зависит от степени доверия родителей к дошкольному учреждению, их удовлетворнностью пребывания ребенка в нем. Практика показала, что родители готовы к взаимодействию, если физкультурно-оздоровительная работа курируется педагогом-психологом учреждения и медицинским работником.
В работе с родителями по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей, в дошкольном учреждении используются следующие формы работы:
информирование родителей о способах физического развития дошкольников: собрания, консультации педагогов и специалистов;
оформление наглядной агитации, анкетирование и индивидуальны беседы, оформление стендовой информации: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Быть здоровыми хотим!»;
изготовление нетрадиционного оборудования для профилактики плоскостопья, дыхательной гимнастики;
участие в совместных спортивных праздниках: «Вместе с папой», «Богатырские состязания», «Веселые старты». Ежегодное совместное проведение «Декады здоровья» под девизом: «Быть здоровыми хотим!», где и дети, и взрослые, активно участвуют в занятиях: «Вместе с мамой, вместе с папой» помогают добиться положительных результатов в воспитании у ребенка потребности быть здоровым и взаимодействия между педагогами и родителями.
В детском возрасте психическое и физическое здоровье дает малышу «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех физических, психических функций и душевных качеств.
Общие усилия будут способствовать воспитанию здорового ребенка, которому предстоит жить в быстро меняющемся мире: применять и осуществлять перемены, критически мыслить, проявлять инициативу, активность, творчество, заботиться о людях, стране, окружающем мире. Главное – дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно, гармонично развиваться, в полной мере разворачивая свои возможности.
Список используемой литературы:
1. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: монография. – М. : Айрис-пресс, 2012.
2. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – С. 63
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ФГОС ДО)
4. Якобсон С. Г., Гризик Т. И., Доронова Т. Н., Соловьва Е. В., Екжанова Е. А. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект)– М. : Просвещение, 2014. - 256 с.
5. Интернет ресурсы.