Татьяна Аулова
Взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательного процесса по профилактике жестокого обращения с детьми в ДО
Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами, не только наносит непоправимый вред их здоровью, но имеет также тяжелые социальные последствия. Любой вид насилия над ребенком оказывает негативное влияние на его психическое развитие, нарушает социализацию, порождает беспризорность и правонарушения несовершеннолетних. Предотвращение такого развития событий возможно при раннем выявлении случаев насилия и принятии мер по реабилитации ребенка и, если это возможно, семьи.
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательного процесса по профилактике жестокого обращения с детьми в ДО» размещена в разделах
Деятельность специалиста учреждения образования по предупреждению жестокого отношения к детям должна рассматриваться прежде всего как социально-педагогическое или психолого - педагогическое сопровождение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми на сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать ранние меры по его решению.
Целью работы нашего детского сада по профилактике жестокого обращения с детьми является создание условий для реализации прав ребенка на защиту от всех форм жестокого обращения. Задачи, которые ставятся в этой работе перед нашим дошкольным учреждением: создание инфраструктуры по выявлению, учету и сопровождению детей группы риска; вовлечение и активное взаимодействие всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов) в деятельность по предотвращению жестокого обращения; повышение уровня педагогической компетентности педагогов и родителей, формирование культуры ненасильственного, толерантного отношения в семье и обществе, повышение ответственности педагогов и родителей за противоправные действия, направленные против детей; разработка и внедрение эффективных технологий и методик работы с семьей по предотвращению жестокого обращения с детьми.
Работа педагога – психолога по профилактике жестокого обращения с детьми в ДОУ ведется по трем основным направлениям: работа с родителями, работа с педагогами и работа с детьми.
1. Взаимодействие педагога - психолога с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми :
• Диагностическая работа
Результаты диагностического обследования позволяют глубже понять особенности и проблемы семейного воспитания, специфику общения родителей и детей, стили воспитания в семье, психологический микроклимат.
Диагностическая работа направлена на изучение общего плана семьи. Данные о семье (состав, условия жизни, образование родителей, особенности воспитания ребенка) необходимы для полного представления о семье. Изучение общего плана семьи в нашем учреждении дошкольного образовании проводим с помощью следующих методов: анкетирование. Так, например, используем в своей практике анкету «Давайте познакомимся», в которую включены вопросы, охватывающие разные аспекты, необходимые для формирования полного представления о ребенке (общие сведения, состояние здоровья, особенности питания, поведение, навыки самообслуживания, особенности общения ребенка с другими людьми, познавательные потребности и интересы).
Полученные в результате этой диагностики данные позволяют классифицировать семьи по следующим категориям:
неполная; полная; многодетная семья; смешанная – с детьми от разных браков; опекунская семья; семья с приемными детьми; семья, воспитывающая ребёнка-инвалида; малообеспеченная семья; семья, находящаяся в социально – опасном положении.
Изучение психолого-педагогической культуры родителей позволяет выяснить: уровень знаний родителей о психическом развитии ребенка, возможностях и условиях его обучения и воспитания; стили родительского воспитания; особенности детско-родительских отношений.
• Индивидуальные консультации.
консультаций по результатам психологической диагностики;
• Психологические беседы.
Представляют собой обсуждение с родителями жизни ребенка дома и в детском саду для установления позитивных отношений с семьей, получения информации о ребенке.
Например, психологическая беседа «Чего боятся наши дети?», «Если ребенок говорит неправду».
Коллективные формы.
• Круглые столы: организуется в форме свободного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например, круглый стол «Поощрять и наказывать» Цель: профилактика жестокого обращения в семье, круглый стол «Проблемы неполной семьи» Цель: определение правильной стратегии воспитания ребенка в неполной семье).
• Психологические тренинги для родителей «Профилактика и предотвращение жестокого обращения в семье», «Вместе мы сила».
2. Взаимодействие педагога – психолога с педагогами по профилактике жестокого обращения с детьми :
При взаимодействии с педагогическим коллективом использую такие формы и методы работы как:
• анкетирование;
• индивидуальное консультирование;
• семинары;
Данная форма взаимодействия включают в себя активное обсуждение психолого - педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например, семинар - практикум «Преодоление межличностных конфликтов». «Признаки жестокого обращения с детьми», «Как стать для детей другом» и др.
• презентации;
• мастер – классы;
• психологические игры, упражнения;
• групповые консультации:
Например: «Признаки жестокого обращения с детьми», «Как вести себя в случае раскрытия насилия в семье», «Как стать для детей другом» и др.
• Подбор литературы для самообразования педагогов по теме жестокого обращения с детьми, детско-родительским отношениям и др.
3. Взаимодействие педагога – психолога с воспитанниками по профилактике жестокого обращения с детьми :
• Психодиагностическая работа, направленная на выявление жестокого обращения с детьми.
Немаловажную роль в процессе выявления неблагополучной ситуации в семье играет психологическая диагностика. Часто дети, которые подвергаются жестокому обращению, запуганы и поэтому не могут рассказать о том, что с ними происходит. Как правило, такой вид поведения скрыт от глаз окружающих. Использование методов диагностической работы даёт объективную картину происходящего и помогает пресечь жестокое обращение с ребенком.
К методам диагностической работы с детьми в условиях образовательного учреждения относятся:
• Наблюдение (внешний вид, поведенческие реакции, особенности психологического состояния ребёнка по внешним проявлениям);
• Опрос (интервью, анкетирование);
• Биографический метод;
• Анализ документов;
• Беседа;
• Тестирование и др.
Однако для достоверной диагностики выраженности семейного неблагополучия необходимо сочетать качественные методы, такие как наблюдение и беседа, с количественными методами, такими как анкетирование, тестирование и т. д
Выделяют ряд методик наиболее часто применяемых в работе с неблагополучными семьями:
«Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Незаконченные предложения», опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е. И. Захарова, опросник социализации «Моя семья», цветовой тест отношений (А. И. Лутошкина,
• Психопрофилактика и развивающая работа с воспитанниками.
Помощь детям, пережившим жестокое обращение в семье и детям, имеющим нарушения в поведении, осуществляется в ходе проведения цикла занятий, на которых используются следующие методы и техники:
создание ситуаций успеха;
беседы;
психогимнастические игры;
игры и упражнения на развитие и профилактику нарушений эмоционально – личностной сферы (агрессивного поведения, замкнутости, застенчивости, гиперактивности, преодолению страхов и др.);
задания на развитие коммуникативной сферы;
рисование;
подвижные, развивающие игры;
чтение психологических сказок, стихов;
песочная терапия;
релаксация;
Следует подчеркнуть, что для эффективной работы по профилактике, выявлению и сопровождению случаев насилия в семье педагогам-психологам необходимо владеть специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
• знание прав ребёнка;
• уважение ребёнка как личности;
• понимание социально-психологических особенностей детского возраста;
• понимание и учёт различий в жизненной позиции взрослого и ребёнка;
• умение внимательно слушать, а не учить других;
• умение говорить с детьми как с равными;
• способность ограничивать власть, превосходство взрослых в детско-родительских взаимоотношениях и в своей работе с детьми.
Эффективность работы, проведённой с семьёй по профилактике жестокого обращения с ребёнком, оценивается по следующим критериям:
для ребё нка:
• наличие адекватной самооценки;
• снижение уровня тревожности;
• улучшение социометрического статуса в группе сверстников;
• повышение уровня эмоционального благополучия.
для родителей:
уменьшение доли психотравмирующих факторов (низкий уровень воспитательской эффективности, отвержение своего ребёнка, непоследовательность требований и др.).