Фаина Зейналова
Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при подготовке детей к школьному обучению
▼ Скачать
Групповой проект (подготовительная группа)
Краткосрочный (две недели)
Актуальность проекта:
Необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом. В связи со снижением уровня речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста, отсутствием в детском саду группы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями возникла необходимость оптимизации модели взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога для создания равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе.
Публикация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при подготовке детей к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Мы совместно с логопедом разработали проект, подобрали необходимый дидактический материал, составили конспекты коррекционных занятий. Занятия проводились три раза в неделю.
Цель проекта:
Построение системы комплексного педагогического воздействия, направленного на максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечения их всестороннего и гармоничного развития.
При построении системы взаимодействия опирались на следующие принципы:
- системность, учитывающая взаимосвязанность, взаимозависимость всех компонентов;
- комплексность – развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций;
- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям с учетом психофизиологических закономерностей возрастного развития;
- адекватность предъявляемых ребенку в процессе занятий требований и нагрузок;
- постепенность и системность – следование от простых и доступных заданий к более сложным.
Задачи:
- создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда;
- обозначить основные направления взаимодействия коррекционно- развивающей деятельности специалистов;
- разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.
Работа по реализации проекта проводилась поэтапно.
1 этап. Диагностический.
Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка 6 – 7 лет, составление карты развития ребенка. А также определение методической базы.
2 этап. Коррекционно-развивающий.
Разработка перспективного плана интегрированных коррекционно-развивающих занятий.
3 этап. Аналитический.
Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы и внесение изменений в
Ожидаемый результат.
Максимально возможное выравнивание речевого и психофизического развития детей и создание равных стартовых возможностей в ДОУ для дальнейшего обучения в школе. Наша совместная коррекционная работа доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.
Предлагаемый материал представляет собой представления методической и практической работы педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.
Познание — специфическая, уникальная деятельность человека, направленная на создание идеальной модели окружающей среды.
Познавательная процессы –процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т. д.).
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является доминирование непроизвольности, низкой сосредоточенности и концентрации на внешних объектах вербального плана. Идё т процесс совершенствования внимания: значительно возрастает объём и устойчивость, появляются элементы произвольности.
Игра «Чего не стало?»
Рассмотрите внимательно картинку (картинка убирается). А теперь расскажите, что на ней изображено:
Кто сидел за столом?
Кто стоял около стола?
Какого цвета рубашка у Пятачка?
Что ел Винни Пух?
Что держал в руках Кролик?
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира. В процессе восприятия у дошкольников усиливается роль зрительного сравнения, переработка вербального материала.
- А сейчас снова поиграем. Помните, когда вы играете с детьми, просьбы, инструкции и задания должны быть четкими и понятными.
Игра «Чудесный мешочек» (учет различных видов восприятия, на примере материалов).
В мешочке лежат предметы, изготовленные из различных материалов (дерево, металл, пластик, бумага, ткань).
Выходят два воспитателя, поочереди тянут предметы. Выигрывает тот, кто угадывает наибольшее количество. Например, Ребенок нащупывает предмет, называет его и из чего сделан - деревянный кубик.
Память – психический познавательный процесс, состоящий в отражении личного опыта, сложившегося в зависимости от социального окружения.
В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности.
Для развития памяти можно организовать игры:
• «Запомни картинки»,
• «Повтори слова»,
• «Что ты видел сегодня на улице?». Необходимо помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять детей! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.
Игра «Запрещенное движение».
Повторяют за ведущим все движения, кроме одного «запрещенного» (например, хлопка, кто ошибается, тот садится.
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности посредством вербализации.
Выделяют три вида мышления:
1. наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
2. наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3. словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
К 6-7годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
- Для понимания процесса развития мышления, вам, уважаемые воспитатели предлагается немного «поиграть» - побыть в роли детей. Внимательно слушайте инструкцию и выполняйте задание.
Игра «Что снаружи, что внутри?»
Педагог называет пару предметов, а воспитатели говорят, что может быть снаружи, а что - внутри.
Например, дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек - деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса.
Воображение – это психический познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании новых оригинальных образов путем переработки воспринимаемого материала на основе индивидуального опыта. Развитие детского воображения связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает переход от репродуктивного к творческому воображению, от непроизвольного к произвольному воображению.
Для развития воображения можно организовать игры:
• «Продолжи рисунок»,
• «Дорисуй картинку»,
• «Сочиняем сказку сами»,
Отчёт о результатах проектной деятельности
«Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога при подготовке детей к школьному обучению» учителя-логопеда Мовсесян Е. С. и педагога-психолога Зейналовой Ф. Г.
- Углубленно обследовали детей с нарушением речи, заполнили диагностические карты.
- Поставили цели, определили актуальности и значимости проекта, подобрали методическую литературу для реализации проекта.
- Подобрали наглядно-дидактический материал, художественную литературу, дидактические игры.
- Разработали перспективный план коррекционно - развивающих занятий.
- Провели совместные коррекционно - развивающие занятия.
- Изготовили памятки родителям об устранение у детей нарушений в речевом и психологическом развитии.
- Дали рекомендации педагогам по вопросам речевого и психологического развития детей.
- Оформили стенд по развитию речи и познавательных процессов.
Отследили эффективность коррекционно-развивающей работы и внесли изменения в соответствии с динамикой усвоения материала ребенком.
Результатом проекта стало частичное выравнивание речевого и психофизического развития детей. Созданы равные стартовые возможности в ДОУ для дальнейшего обучения детей в школе. Наша совместная коррекционная работа доказала, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства и комплексного подхода педагогов к данной проблеме.
Созданный материал представляет собой методическую и практическую работу педагога-психолога и учителя-логопеда по вопросам психолого-логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.