Людмила Тимохина
Взаимодействие образовательных организаций с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
АДОУ "Детский сад №23 "Калейдоскоп"
Воспитатель Тимохина Людмила Викторовна
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Аннотация: В статье рассмотрена проблема организации образовательного взаимодействия с семьями воспитанников. Перечислены задачи, методы взаимодействия с родителями воспитанников.
Публикация «Взаимодействие образовательных организаций с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2019
Ключевые слова: Взаимодействие, сотрудничество, совместная деятельность, воспитание.
Воспитание — это педагогический процесс, в ходе которого происходит вхождение ребенка в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей [1].
Проблема воспитания подрастающего поколения в современном обществе является одной из самых актуальных. Конечно, первые педагоги для ребенка – это родители, именно они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития ребенка еще в детском возрасте. И задачей образовательных организаций является сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников, т. е. общение «на равных», организация совместной деятельности по принципу партнерства [2].
Конечно, работа с родителями должна иметь индивидуальный подход, нужно учитывать и социальный статус семьи, её микроклимат, предпочтения родителей и степень их заинтересованности в сотрудничестве. Так как я являюсь воспитателем детского сада в своей статье мне хотелось бы осветить проблему взаимодействия ДОУ и семьи, которая мне наиболее близка и понятна. Основываясь на собственном опыте и достаточно большом педагогическом стаже можно отметить, что многие семьи испытывают трудности в воспитании своих детей, которые объясняются и загруженностью родителей на работе, и недостаточностью компетентности в вопросах воспитания и личными проблемами во взаимоотношениях. Иногда очень сложно налаживать отношения с родителями воспитанников, т. к. не все охотно идут на контакт, не впускают посторонних в жизнь своей семьи [3]. Также очень изменилась современная семья : появилось большое количество новейших информационных технологий; финансовое и социальное расслоение. Все это заставляет искать новые формы взаимодействия.
Прежде всего работа с семьями воспитанников строится на доброжелательности и корректности общения педагога и родителей. Это очень располагает к себе, ведь педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Здесь пригодится и человеческое, и педагогическое, и психологическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать, поддержать и помочь в той или иной сложной педагогической ситуации.
В нашей группе составляется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Проведение анкетирования, «круглых столов», бесед помогает грамотно и эффективно выстроить работу с родителями. При составлении плана совместной деятельности мы стараемся реагировать на изменения, события, происходящие в обществе и в зависимости от этого, планируем тематику, форму мероприятий с семьёй.
В нашем детском саду работает консультативный пункт, где каждый родитель может получить квалифицированную консультацию по вопросам развития, обучения и воспитания детей у психолога, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, музыкального работника, воспитателей, врача.
На своей группе мы активно сотрудничаем с родителями воспитанников, стараемся не просто продемонстрировать образовательный процесс, но и вовлечь их в него. Очень помогают в этом мастер-классы по художественному творчеству, где дети, совместно с родителями рисуют, лепят, создают красивые панно. Спортивные мероприятия, которые мы практикуем к таким праздникам, как «День Матери», «День семьи», «День защитника Отечества» и др. очень сближают, ведь на них мы стараемся приглашать всех членов семьи.
На группе постоянно идет работа над проектами с разной тематикой, в которой идет очень тесное сотрудничество с семьями. Например, недавно, мы работали над проектом «Хлеб – всему голова», где дети узнавали много нового о хлебе. Родители были проинформированы и цели проекта, задачах его проведения, и с удовольствием приняли в нё м участие: устроили экскурсию, конкурс на лучший рецепт хлеба, участвовали в изготовлении теста в группе вместе с детьми и в создании мини-музея хлеба у нас на группе, поучаствовали в чаепитии со своей выпечкой. Мы поощряем приход родителей в группу не только для наблюдения, но и непосредственно для участия в жизни детей.
В данный момент на группе идет работа над проектом «Семья – это то, что с тобой навсегда», где родители сами готовят работы о своей семье, кто-то сделал коллаж, кто-то составил генеалогическое древо, кто-то сделал зарисовку по данной тематике и очень приятно, что инициатива исходит от самих родителей, все работы интересные, непохожие друг на друга. Анализ рисунков на тему «Моя семья», «Мой дом», также помогают понять, как относятся к ребенку дома.
Активно родители принимают участие в праздниках в детском саду, где играют разные роли, исполняют танцы и вокальные номера со своими детьми. А как гордятся ими в это время их собственные дети, ведь через эмоциональную деятельность идет обогащение, сближение отношений. Ведь не зря гласит пословица: «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
Практикуем на группе выставки детского творчества, где дети совместно с родителями делают необыкновенно красивые поделки, рисунки, которые мы отправляем на различные международные, всероссийские конкурсы, и работы наших детей занимают высшее призовые места.
Конечно, мы используем и традиционные методы взаимодействия с семьей : родительские собрания, родительские уголки, стенды, консультации, ведь они тоже необходимы, полезны и интересны, но больших результатов не дают, т. к. направлены на взаимодействие с широким кругом родителей и в этих условиях нельзя разглядеть индивидуальные проблемы и успехи каждой семьи и ребенка. Родители находятся в роли пассивных слушателей и исполнителей, воспитателю нет возможности с ними работать сообща. Поэтому появление возможности использовать в своей работе инновационные методы и формы взаимодействия с семьёй помогает учитывать индивидуальные особенности семьи и даёт наиболее эффективный результат.
У родителей появляется заинтересованность в воспитательной деятельности, идет обмен родительским опытом, анализ достижений и ошибок, идет осознание значимости партнерских отношений между ДОУ и семьей, идет активное включение в педагогический процесс. Все это дает положительные результаты и показывает родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность и участие в воспитательно-образовательном процессе нужно, прежде всего для успешного развития их собственного ребенка и сближения семьи [4].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Обутов Э. Э., Лаврова В. П. Проблемы воспитания подрастающего поколения в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 291–293.
2. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования : Материалы второй международной научной конференции (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 71-74.
3. Макаренко Т. А., Потапова Е. Г. Современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 30. – С. 302–304.