Понокова Евгения Александровна
Взаимодействие музыкального руководителя с семьями детей с ОВЗ в совместной музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие музыкального руководителя с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной музыкальной деятельности.»
Подготовила: музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №26» (для детей с ОВЗ)
Понокова Евгения Александровна
" Вопрос о работе с родителями - это большой и важный вопрос.
Публикация «Взаимодействие музыкального руководителя с семьями детей с ОВЗ в совместной музыкальной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным
педминимумом, привлечение их к работе детского сада.
Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.
В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности- огромная сила ".
Н. К. Крупская «Педагогические сочинения "
Наш Детский сад теме взаимодействия с родителями придает большое значение и отводит большую роль. Взаимодействие с родителями проходит через всю проектную деятельность с детьми, в разных ее направлениях: теоретических, продуктивных, творческих.
Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
Со своей стороны, я как музыкальный руководитель, в свою деятельность также стараюсь привлекать родителей в различные творческие мероприятия, понимая важность участия родителей для их собственных детей. А тем более детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь для них проблема социализации стоит наиболее остро.
Приобщить ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравственно-эстетическое отношение к этому миру - вот основная задача музыкальных руководителей детских садов в музыкальном образовании дошкольников.
Успех в данной работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии педагогов детского сада и семьи.
Недаром еще Василий Александрович Сухомлинский писал в свое время:
«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей»
В нашем детском саду взаимодействие с родителями строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Я – музыкальный руководитель, и так же, как все педагоги нашего детского сада, стараюсь тесно сотрудничать с родителями воспитанников.
Цель моего взаимодействия с семьями детей с ОВЗ :
объединение усилий музыкального руководителя и родителей в развитии музыкальных способностей у детей через поиск новых форм сотрудничества с родителями для обеспечения качества музыкального образования дошкольников.
Задачи:
- оказать квалифицированную педагогическую поддержку родителям;
- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- помочь близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребёнка среду;
- активизировать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству;
- выявить, раскрыть и поддержать положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребёнком;
- формировать уверенный и спокойный стиль воспитания.
В своей работе я акцентирую внимание родителей на сохранении преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального образования детей, а также стараюсь находить новые формы и направления сотрудничества с семьями воспитанников, обеспечивая тем самым художественно- эстетическое развитие воспитанников.
Для улучшения качества работы, в поисках интересных методов и приемов я использую информационно – аналитические формы, такие как тестирование и анкетирование на темы:
«Выявление у детей интереса к музыкальным занятиям»,
«Музыкальное воспитание в жизни ребенка»,
«Оценка работы музыкального руководителя в ДОУ» и др.
В качестве наглядно – информационных форм работы с родителями в коридорах детского сада и раздевальных комнатах периодически мною оформляются:
- Альбомы: «Путь детей к творчеству», «Общение ребенка с музыкой» и др. ;
- Папки-передвижки: «Безопасная одежда и обувь ребенка на музыкальных занятиях», «Пойте детям перед сном», «Сказки-шумелки» и др. ;
- Буклеты: «Развиваем звуковысотный слух», «Длительность звука и чувство ритма», «Тембровая окраска и тембровый звук» и др. ;
- Фотовыставки: «От природы музыкален каждый», «Малышок встречает Новый год»;
- Информационные листы: «Как вести себя на детском празднике», «Заходя в детский сад – улыбнитесь!» и др. ;
Для прозрачности образовательного процесса использую образовательные формы работы - это организация открытых просмотров музыкальной деятельности детей, таких как «Зимние забавы», «Космическое путешествие», «Детский сад – наш дом родной» и др.
Ещё одной важной формой работы с родителями детей с ОВЗ являются индивидуальные консультации (личные беседы музыкального руководителя с родителями) В индивидуальных беседах знакомлю родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении.
Очень важно в этих беседах обсудить с родителями возникающие проблемы и искать совместные пути их решения :
- узнать у родителей особенности характера, интересы и предпочтения ребенка и на этой основе можно более эффективно строить свою работу с ребенком, что даст возможность вести с родителями конструктивный диалог;
- активно поддерживать родителей ребенка с пониманием его трудностей;
- подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей по воспитанию ребенка. При этом внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей;
- создавать атмосферу общности интересов;
- вести работу по формированию у родителей убеждений:
чтобы учить, необходимо многое знать и уметь;
верить в свои возможности, никогда не опускать руки;
при воспитании ребенка верить в самого себя.
Успех взаимодействия во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовать компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценить его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость) .
Познавательными формами взаимодействия с семьями воспитанников служат родительские собрания, круглые столы на разные темы: «Развитие эмоциональной сферы дошкольника в элементарном музицировании», «Ритмы и звуки, как лекарство», «Рисуем музыку», «Первый Новый год в детском саду», «Инструменты - самоделки», Мастер-классы «Театр на ложках» и др. ;
Очень радует и то, что родители активно участвуют в совместном создании и оформлении музыкальной предметно-пространственной образовательной среды.
Родителям очень нравится, когда их привлекают к участию в мероприятиях детского сада, что является досуговыми формами работы с семьями дошколят. В нашем детском саду были организованы и проведены:
- Совместные праздники и развлечения: «Моя семья», «День варенья», «Это ярмарки краски», «Новый год в национальных традициях», «Осеннее кафе» и др. ;
- Творческие проекты и конкурсы: «Веселые чтецы», «Моя семья»
- Спортивные мероприятия: муз. -ритмическая гимнастика «Веселое утро», «Мой папа».
Проанализировав все формы сотрудничества с семьями воспитанников, я пришла к выводу, что наибольшая результативность проявляется в привлечении родителей к участию:
- в образовательной деятельности детей,
- в родительских собраниях,
- в совместных праздниках и развлечениях,
- в фестивалях и конкурсах,
- в театрализованных представлениях,
- в совместных детско-родительских проектах;
- в совместных выступлениях детей и родителей, как в детском саду, так и в городских мероприятиях.
Многие родители, принимая активное участие в мероприятиях, раскрываются как организаторы, артисты, оформители, костюмеры и лучше начинают понимать вопросы воспитания и развития детей в детском саду.
Использование разнообразных форм работы даёт возможность улучшить качество музыкального воспитания детей в детском саду и приводит к тесному взаимодействию музыкального руководителя и семьи.
Конечно, такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки к нему музыкального руководителя, поскольку он определяет содержание выступлений, ход встречи, оформляет наглядные пособия, разрабатывает рекомендации. Но такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия музыкального руководителя дошкольного учреждения и семьи с ребенком с ОВЗ лежит сотрудничество. А разнообразные формы работы только помогут сделать это взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным, как для педагога, так и для родителей детей с ОВЗ. Это даст возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.