Федулова Татьяна
Взаимодействие логопеда и воспитателей при коррекции речевой слуховой агнозии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, будет эффективной только при условии тесного взаимодействия прежде всего учителя-логопеда и воспитателей, в результате которого должны быть решены следующие задачи:
-развитие слуховых функций: развитие неречевого слуха; развитие речевого слуха и фонематического восприятия.
-развитие зрительно-пространственных функций;
-развитие двигательных функций: развитие общей моторики; развитие артикуляционной моторики; развитие произвольной мимической моторики;
развитие тонкой ручной моторики.
Публикация «Взаимодействие логопеда и воспитателей при коррекции речевой слуховой агнозии» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
-развитие устной речи: развитие просодической стороны речи; развитие звуковой стороны речи; развитие лексической стороны речи; развитие грамматической стороны и связной речи; развитие языкового анализа и синтеза.
-развитие мыслительной деятельности: развитие способности удерживать в памяти ряд слов, ряд цифр; развитие способности к логическому мышлению (в наглядной ситуации); работа над формированием мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
-работа над эмоционально-личностными особенностями поведения.
Для решения стоящих перед нами задач по коррекции речевой слуховой агнозии мы проводим большую работу по оснащению развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, которая является одним из условий полноценного речевого развития детей, обеспечивает разнообразную деятельность, способствует обогащению их речевого опыта. Особое внимание мы уделяем предметно-игровому наполнению группы, т. к. предметно-практическая игровая деятельность ребенка, является стимулом развития речи.
В связи с этим мы стараемся использовать игры как эффективную форму организации детской жизни. Мы проводим игры по заданию логопеда и самостоятельно.
В режиме дня предусматриваем использование игр до завтрака, перед занятием, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, некоторые игры мы используем на разных занятиях и на прогулках.
Приведу примеры некоторых игр и игровых упражнений в различных режимных моментах.
Зарядка
На сигнал воспитателя: хлопок или звук музыкального инструмента дети изменяют направление движения или вид упражнения.
Например:
на звук бубна - легкий бег,
на звук барабана – ходьба на пятках.
на два хлопка – поднять руки вверх,
на 1 хлопок опустить руки вниз. И т. п.
Звуки и элементы упражнений меняются в том числе и по желанию детей. Таким образом развиваем условно-двигательные реакции.
Перед приёмом пищи можно провести короткие игры.
Дети с удовольствием играют в такие как:
"Загадки-добавлялки"
Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:
Шёл по лесу шустрый мишка,
На него свалилась. (шишка)
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке. (мяч)
Пёс козе принёс букет,
Сытный будет ей. (обед)
Игра "Повтори, не ошибись!"
Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
мак—бак—так
дам—дом—дым
ком—дом—гном и т. п.
Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.
Игра "Внимательные ушки"
Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
ком—ком—кот—ком
утёнок—утёнок—утёнок—котёнок
буфет—букет—буфет—буфет
ещё вариант игры
"Внимательные ушки"
Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:
сом—ком—индюк—дом
лимон—вагон—кот—бутон
мак—бак—веник—рак и т. д.
«Узнай звук»
Определить, в каком из двух слов есть звук, например: (В)
Волосы — полосы, корона — ворона, корова — корона
Прогулка
Игры на развитие внимания и слуха
«Кто тебя позвал?»
«Где позвонили?»
«Горячо, холодно» - Спрятать за спину одного из игроков небольшой предмет. Водящий должен найти его по силе звука. Дети хлопают в ладоши сильнее или тише в зависимости от того, в какой близости от водящего находится предмет.
«Часовой» - Рисуется круг, в котором стоит часовой с завязанными глазами. Дети должны перейти с одной стороны веранды на другую через круг. Часовой услышав шорох, говорит: «Стой!» Если ребёнок был остановлен внутри круга, он проиграл.
«Улавливай шёпот» - Задания детям даются шёпотом. Самые разные, н: «Принесите мне жёлтую лопатку», «Найдите дерево на котором сидит воробей», «Подпрыгни три раза» и т. п.
«Прошагай слово» - Ребёнок говорит слово, и делает столько шагов, сколько слогоов в слове. Или «Кто дальше шагнёт?» - Побеждает тот, кто придумает самое длинное слово. Н: Те-ле-ви-зор.
Свободная деятельность
«Светофор» - Воспитатель называет слова. Если в слове есть заданный звук, дети поднимают вверх жёлтый кружок.
«Звуковой поезд» ***
Используются картинки с изображением паровозиков и предметов-вагончиков. Детям необходимо составить поезд, подобрав картинки с заданным звуком. А,О,И, П,Т и др.
Н: со звуком в слове,
со звуком в начале слова,
Выигрывает тот чей поезд будет длиннее.
Можно усложнить эту игру, например, составить поезд так, чтобы в первом вагончике заданный звук был в начале слова, во втором в середине, в третьем в конце.
Также можно предложить детям составить поезд из односложных слов (Сом, дом, кот, стул, ключ, двусложных (лам-па, за-бор, вед-ро, конь-ки, лож-ка, трёхсложных…
Игра «Какой звук - такая буква»
Дети выкладывают первую букву слова.
Показать на образце
Там, где из букв образовалось слово, можно предложить детям обозначить буквы звуковыми символами (цветными кружками)
«День рождения звука»
Корзинка подарков. Дети дарят тому, кто научился правильно произносить звук, картинки с изображением предметов, названия которых ребёнок будет теперь произносить правильно.