Лучший педагог года

Взаимодействие логопеда и родителей по введению и правильному употреблению предлогов в речи.

Людмила Байловская
Взаимодействие логопеда и родителей по введению и правильному употреблению предлогов в речи.
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы многочисленной группой дошкольников являются дети с общим недоразвитием речи, имеющие нарушение формирования всех компонентов речевой системы.

На практике я сталкиваюсь с тем, что многие родители не видят в полном объёме речевой патологии своего ребёнка. Часто родителей волнует только то, что ребёнок не произносит какие-либо звуки и совершенно не замечают, в частности, того, что в спонтанной речи дошкольника отсутствует предлог или ряд предлогов.

Публикация «Взаимодействие логопеда и родителей по введению и правильному употреблению предлогов в речи,» размещена в разделах

Исправляя речевую патологию, я опираюсь на помощь и поддержку родителей, предварительно ознакомив их с результатами обследования и направлениями коррекционной работы.

При сотрудничестве с родителями помимо совместных занятий у нас есть тетрадь взаимосвязи, в которой я пишу рекомендуемые упражнения для выполнения в домашних условиях, в том числе и материал по введению определённого предлога в речь ребёнка и правильному его употреблению, согласовывая предлог с другими словами в предложении.

Предлог "В"

Выполнить действия. Ответить на вопрос, проговаривая предлог "В".

* Положи карандаш в коробку. Куда ты положил (а) карандаш?

("Я положил (а) карандаш в коробку. ")

* Коробку положи в ящик. Куда ты положил (а) коробку?

* Положи ложку в стакан. Куда ты положил (а) ложку?

* Положи хлеб в хлебницу. Куда ты положил (а) хлеб?

* Налей воды в банку. Куда ты налил (а) воду?

* Положи масло в холодильник. Куда ты положил (а) масло?

* Налей чай в чашку. Куда ты налил (а) чай?

* Налей сок в стакан. Куда ты налил (а) сок?

* Заверни игрушку в одеяло (платок.). Во что ты завернул (а) игрушку?

* Нарисуй домик в альбоме. Где ты нарисовал (а) домик?

* Повесь куртку в шкаф. Куда ты повесил (а) куртку?

* Нарисуй квадрат. В квадрате нарисуй круг. Где ты нарисовал (а) круг?

* Положи тетрадь в папку. Куда ты положил (а) тетрадь?

* Включи свет в комнате. Где ты включил (а) свет?

* Выключи свет в коридоре. Где ты выключил (а) свет?

* Выброси бумажку (мусор) в ведро. Куда ты выбросил (а) бумажку?

* Вылей воду из кружки в раковину. Куда ты вылил (а) воду?

* Положи конфеты в конфетницу. Куда ты положил (а) конфеты?

* Насыпь песок в сахарницу. Куда (во что) ты насыпал (а) песок?

* Положи пуговицу (или что-нибудь другое) в карман. Куда ты положил (а) пуговицу?

Предлог "В"

1. Ответить на вопросы, чётко проговаривая маленькое слово

(предлог) "В".

* Во что можно налить воду? (Воду можно налить в чайник, в банку, в ведро, в лейку.)

* Где собирают грибы, ягоды? (в лесу, в саду)

* Во что собирают грибы, ягоды? (в корзину)

* Где плавает рыба? (в воде, в реке, в море, в заливе)

* Где медведь спит всю зиму? (в берлоге)

* Где живёт белка? (в лесу, в дупле)

* Куда кладут хлеб? (в хлебницу)

* Куда кладут масло? (в маслёнку)

* Куда насыпают сахар? (в сахарницу)

* В чём варят суп, кашу, картошку? (в кастрюле)

* Во что поставим букет цветов? (в вазу)

* Во что нальём суп? (в тарелку)

* Куда ты идёшь каждое утро? (в садик)

* Где люди покупают лекарства? (в аптеке)

* Куда положим продукты, чтобы они не испортились? (в холодильник)

2. Внимательно прослушать текст. Ответить на вопросы, чётко проговаривая предлог "В".

Миша и Ваня пошли в лес. Там в кустах они нашли ёжика. Мальчики решили взять ежа с собой. Положили его в шапку и отнесли домой. Дома мальчики налили в блюдце молока и покормили ёжика.

* Куда пошли Миша и Ваня? * Где мальчики нашли ежа? * Во что мальчики положили ёжика? * Во что Миша и Ваня налили молочка для ежа?

Предлог "В"

1. Послушать предложение и ответить на вопрос.

А) В озере плавают лебеди.

Где плавают лебеди?

Б) Дети едут в машине.

Где едут дети?

В) Мальчик клюшку держит в руках.

Где мальчик держит клюшку?

Г) Лисята сидят в норке.

Где сидят лисята?

2. Раскрась то животное, которое плавает в реке.

Где плавает крокодил? (Картинка)

Предлог "В"

1. Послушать стихотворение. Ответить на вопрос.

* Молодого злого пса В нос ужалила пчела.

- Куда пчела ужалила пса?

* Вот идёт Алиса в сад Скоро будет листопад.

- Куда идёт Алиса?

* На одной ноге в болоте Цапля замерла в дремоте.

- Где стоит цапля?

- Как замерла цапля?

* Вышел на охоту волк Он в охоте знает толк.

- В чём волк знает толк?

2. Расскажи, кто где живёт.

Картинки: собака, будка; белка, дупло; рыба, озеро; птенец, гнездо.

Предлог "НА"

Выполнить действия. Ответить на вопрос, проговаривая предлог "НА".

* Положи карандаш на стол. Куда ты положил (а) карандаш?

("Я положил (а) карандаш на стол. ")

*Положи карандаш на книгу. Куда ты положил (а) карандаш?

* Положи ложку на чашку. Куда ты положил (а) ложку?

* Нарисуй домик на альбомном (тетрадном) листочке. Где ты нарисовал (а) домик?

* Нарисуй ёлку. На ёлке нарисуй шишки. Где ты нарисовал (а) шишки?

* Положи руки на колени. Куда ты положил (а) руки?

* Положи руки на голову. Куда ты положил (а) руки?

* Положи книгу на полку. Куда ты положил (а) книгу?

* Сядь на диван. Куда ты сел (а? Где ты сидишь?

* Сядь на стул. Куда ты сел (а? Где ты сидишь?

* Повесь куртку на вешалку. Куда ты повесил (а) куртку?

* Намажь масло на хлеб. На что ты намазал (а) масло?

* Урони карандаш на пол. Куда ты уронил (а) карандаш?

* Повесь шарф на спинку стула. Куда ты повесил (а) шарф?

* Поставь тарелку на стол. Куда ты поставил (а) тарелку?

* Повесь на шею бусы. Куда ты повесил (а) бусы?

* Накинь на плечи шарф (платок). Куда (на что) ты накинул (а) шарф (платок?

* Выдави зубную пасту на щётку. На что ты выдавил (а) пасту?

* Посмотри на потолок. Куда ты посмотрел (а?

* Нарисуй клумбу. На клумбе нарисуй цветы. Где ты нарисовал (а) цветы?

Предлог "НА"

1. Ответить на вопросы, чётко проговаривая маленькое слово (предлог) "НА".

* На чём можно сидеть? (на стуле, на диване, на скамейке.)

* Зимой выпадает снег. На чём лежит снег? (на земле, на крыше.)

* На чём (на ком) можно ехать? (на автобусе, на поезде, на лошади.)

* На чём можно кататься? (на велосипеде, на санках.)

* Птичка летела, летала и села. Куда (на что) она села? (на ветку, на крышу, на забор.)

* Куда можно повесить часы? (на стену)

* Где висит люстра? (на потолке)

* Если есть вешалка. Куда повесим куртку? (на вешалку)

* Куда (на что) можно поставить посуду? (на плиту, на стол, на полку)

* На какое дерево вешают новогодние игрушки?

* На что намажем масло? (на батон, на хлеб, на блинчик.)

2. Внимательно послушать стихотворение "Солнечный зайчик" (чтение стихотворения можно сопровождать показывая зеркалом).

Скачет зайка на стене и подмигивает мне,

Перепрыгнул на картинку, задержался на ботинке,

Поплясал на потолке, притаился на окне,

Вот он спрятался в кроватке -

С нами он играет в прятки!

Раз, два, три, четыре, пять -

Мы его идём искать!

* Ответить на вопрос: "Где сидел зайчик?" (На стене, на окне, на картинке.)

Предлог НАД

1. Послушать стишок и сказать, над чем полетят ребята на самолёте?

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

* Над чем полетят ребята?

2. Сделать бумажный самолётик и рассказать, над чем он летит (оречевлять действия с самолётиком).

Самолет летит над столом, над полом, над головой, над стулом, над книгой, над мамой, над диваном и т. д.

3. А) Нарисуй круг. Над кругом нарисуй квадрат.

- Где ты нарисовал квадрат? (над кругом)

Б) Нарисуй дом. Над домом нарисуй солнце.

- Где ты нарисовал солнце?

В) Нарисуй цветок. Над цветком нарисуй бабочку.

- Где ты нарисовал бабочку?

Г) Нарисуй стол. Над столом нарисуй лампу.

- Где ты нарисовал лампу?

4. Послушать предложение и ответить на вопрос.

* Птица летит над озером.

Где летит птица?

* Над кроватью висит картина.

Где висит картина?

* Самолёт летит над городом.

Где летит самолёт?

Предлог "НАД"

1. Выполнить действие и ответить на вопрос.

* Подержи карандаш над столом.

Где ты держишь карандаш? (над столом)

* Подержи руки над головой.

Где ты держишь руки?

* Подержи мяч над полом.

Где ты держишь мяч?

* Подержи кубик над коробкой.

Где ты держишь кубик?

* Подержи тетрадь над книгой.

Где ты держишь тетрадь?

2. Прослушать стихотворение и ответить на вопрос.

* Над цветком жужжит пчела Собирает сок она.

- Где жужжит пчела?

* Вечером над озером ходит белый пар. Это рыбы в озере ставят самовар.

- Где "ходит" белый пар?

* Воробей взлетел повыше Теперь летает он над крышей.

- Где летает воробей?

* Летал комарик над кусточком Устал и сел он на пенёчек.

- Где летал комарик?

Предлог "ПОД"

1. Выполнить действие и ответить на вопрос.

* Положи мяч (или любую другую игрушку) под стул. Куда ты положил мяч?

* Положи мяч под стол. Куда ты положил мяч?

* Положи мяч под кресло. Куда ты положил мяч?

* Положи мяч под книгу. Куда ты положил мяч?

* Положи мяч под папку. Куда ты положил мяч?

2. А) Нарисуй квадрат. Под квадратом нарисуй круг. Где ты нарисовал круг?

Б) Нарисуй треугольник. Под треугольником нарисуй овал. Где ты нарисовал овал?

В) Нарисуй стол. Под столом нарисуй машинку. Где ты нарисовал машинку?

3. Внимательно послушай историю про зайчика. Как только услышишь маленькое слово "ПОД", хлопни в ладоши.

Жил-был в лесу Зайчик. Как-то раз гнался за ним Серый Волк. Но наш Зайка был умный и шустрый. Как только Волк начнёт его догонять, Зайка раз, и спрячется под кустик, а Волк мимо пробежит. Выскочит Зайка и в другую сторону побежит. Опять нагоняет Волк Зайчишку. А тот - шасть, и под берёзку присядет, а потом под ёлочку, под холмик заляжет. Так и не догнал Волк нашего Зайку.

* Вспомни, куда прятался заяц от волка?

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Таблица: «Результаты логопедического обследования» Эта таблица для начинающих логопедов (таких как Я,удобно планировать индивидуальную работу, сразу видно какие недостатки необходимо корректировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие логопеда и родителей по введению и правильному употреблению предлогов в речи.
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 13:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Взаимодействие логопеда и родителей по введению и правильному употреблению предлогов в речи.» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Байловская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД